МБОУ Покурская ОСШ
с.п. Покур
  • Индивидуальное обучение

    Об индивидуальном обучении на дому

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

    Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса. Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы. Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинировано, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

    Организация индивидуального обучения на дому

    Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик. Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса. В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому. При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

    Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

    Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

    Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме

    1–4-е классы 5–7-е классы 8–9-е классы 10–11-е классы
    8 часов в неделю 10 часов в неделю 11 часов в неделю 12 часов в неделю

    Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных  случаях оплата включается в тарификацию.В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому,другим учителем. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями). Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо (куратор, классный руководитель или координатор) готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме). В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

    Права и обязанности участников образовательного процесса,реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

    Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

    Права и обязанности обучающихся в форме индивидуального обучения на дому

    Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:

    получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

    вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

    на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

    Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:

    соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

    добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

    уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

    соблюдать расписание занятий;

    находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

    вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

    Права и обязанности родителей (законных представителей)

    Родители (законные представители) детей имеют право:

    защищать законные права ребенка;

    вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

    обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения.

    Родители (законные представители) детей обязаны:

    выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

    поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

    своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

    создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

    контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

    Права и обязанности педагогических работников

    Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

    Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:

    знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних занятий;

    выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

    развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

    контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

    своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

    Классный руководитель обязан:

    согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

    поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

    своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

    Администрация школы обязана:

    готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

    контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

    контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

    обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

    своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie