МБОУ Покурская ОСШ
с.п. Покур
  • «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ»

    Посвящается 90-летию Пакта Рериха и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
    «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ».

    В 2025 году будут отмечаться два знаковых юбилея: 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летие подписания первого международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха). Эти события тесно связаны между собой. Николай Константинович Рерих (18741947), автор этого документа был убежден, что только защита и развитие культуры принесут мир на Землю. «Мир через Культуру» так коротко и ясно сформулировал он основную идею Пакта. Победа над войной это победа мира и культуры.

    Н.К.Рерих известен как великий русский художник, автор более 7000 живописных полотен, десятков литературных трудов, мыслитель, ученый, путешественник, общественный деятель. Но прежде всего он был патриотом России и верил в ее великое будущее. В 1936 году Николай Константинович писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях».

    Служение Родине и Культуре было главным в жизни и деятельности Н.К.Рериха.

    Будучи свидетелем нескольких войн, он понимал, какие чудовищные разрушения они несут. Гибнут не только люди, но и бесценные сокровища культуры, необходимые для дальнейшей эволюции человечества. В 1929 году Н.К.Рерих обращается к международному сообществу с инициативой подписания Договора о защите культурного наследия, который утверждал необходимость сбережения сокровищ культуры, как в военное, так и в мирное время. В качестве отличительного флага этого Договора художник предложил «Знамя Мира», которое представляет собой белое полотнище с тремя соединенными амарантовыми сферами в круге того же цвета. Они символизируют прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Николай Константинович объяснял, что исходной идеей для этого символа стала икона Андрея Рублева «Троица».  В дальнейшем он обнаружил, что этот знак Триединства встречается в истории и культуре многих народов. По мысли Николая Константиновича Знамя Мира должно развеваться над всеми объектами культуры и символизировать их всемерную охрану.

    Проект Пакта, выдвинутый русским художником, получил всемирное признание. Многие известные деятели культуры и науки с готовностью поддержали эту идею. Среди них писатели Ромен Роллан, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн, поэт Рабиндранат Тагор, ученый Альберт Эйнштейн и другие. Развернулось широкое общественное движение за принятие Пакта. Все члены семьи Николая Константиновича: супруга Елена Ивановна Рерих, уникальный философ и писатель, а также  два сына, Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед, и Святослав Николаевич, выдающийся художник, ученый, педагог, всегда поддерживали его и стремились, чтобы идеи Пакта вошли в жизнь.

    Рерихи  были убеждены, что Культура является духовной основой жизни человека и общества, необходимым условием для выживания всей планеты. Расширение пространства Культуры способствует сотрудничеству всех народов и предотвращению войн. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык»  - писал Николай Рерих. По его мнению, «Пакт для Защиты Культурных Сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

    В 1935 году Пакт Рериха был подписан представителями 21 государства Америки. В 1954 году он лег в основу разработанной ЮНЕСКО «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», подписанной представителями 56 государств, в том числе и Советского Союза. Так Пакт Рериха заложил правовые основы деятельности ЮНЕСКО.

    Накануне Великой Отечественной войны Николай Константинович утверждал «Защита Родины есть и оборона Культуры». Родина  не мыслима  без сокровищ культуры, которые являются бесценной памятью поколений. Эти  неисчислимые духовные богатства включают человека в цепь культурно-исторической преемственности и формируют сам народ, поэтому необходимо помнить прошлое своей страны, чтить память ее героев, бережно относиться «ко всем ее неизреченным Красотам».

    В годы войны Николай Рерих, находясь вдали от родины среди величественных Гималаев, всемерно укреплял связи Индии с Россией и верил в их нерушимый союз. Изучая культуру Индии, художник находил в ней много общего с русской культурой, поэтому считал ее не чужбиной, а «родной сестрой Руси».

    Николай Константинович с первых дней Великой Отечественной войны использовал все возможности, чтобы помочь Родине, а его сыновья обратились в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении добровольцами в Красную армию. Вместе с сыном Святославом художник устраивал выставки, а все деньги, вырученные за продажу картин, перечислял в фонд Красной армии. Он публиковал патриотические статьи в газетах и выступал на радио в поддержку советского народа. Даже в самые критические дни войны он выражал твердую уверенность в победе: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: “Москва устоит!”, “Ленинград устоит!”, “Сталинград устоит!”. Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Н.К.Рерих в 1943 году. В эти грозные для России годы художник создал целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Победа», в которых, показывая героические сюжеты из русской истории, предрекал победу наших воинов задолго до окончания войны. «Спас Нередица», «Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый» и другие картины воспевают духовную силу и благородство народа. Они полны верой в лучшее будущее нашей страны.

    Всех хранителей и защитников культуры Н.К.Рерих считал настоящими героями, которые в военное время беззаветно защищали свою Родину и ее культурное достояние. Благодаря их подвижничеству были сохранены дворцы Санкт-Петербурга (Ленинграда), музеи Новгорода, Пскова, Севастополя и многие другие. Советские воины спасли обреченные на полное разрушение европейские города – Вену, Краков и другие. Николай Рерих и все члены его семьи тоже были героями, поставившими перед человечеством ключевой вопрос о спасении культурного наследия для сохранения мировой цивилизации и предложившими путь его решения.

    Не только в ходе вооруженных конфликтов гибнут памятники истории и культуры, но и в мирное время. Из-за равнодушия человечество ежедневно теряет десятки бесценных сокровищ. Н.К.Рерих очень точно назвал это явление - «тихие погромы». Выдающийся деятель культуры России, академик Д.С.Лихачев был убежден: «Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя». Культура – это невосполнимый ресурс. Сбережение культурного наследия – это благородное дело каждого во имя сохранения памяти поколений и устремления в будущее.

               

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    1.1. Настоящее Положение определяет содержание и порядок проведения II Международного фестиваля детско-юношеского творчества «Держава Рерихов» (далее – Фестиваль).

    1.2. Фестиваль в 2025 году посвящен 90-летию Пакта Рериха и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    1.3. Инициатор и организатор Фестиваля – Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» (Россия).

    1.4. Соорганизаторы Фестиваля:

    • Международный Мемориальный Трест Рерихов (Индия);
    • Индийская ассоциация учителей русского языка и литературы (Индия);
    • Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (Россия);
    • Международный комитет по сохранению наследия Рерихов (Россия);
    • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академии имени А.Л.Штиглица (Россия);
    • Группа волонтёров Международного Центра Рерихов (Россия).

    1.5. Фестиваль поддержали:

    • Национальный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева (Казахстан);
    • факультет изобразительного искусства и дизайна Педагогического университета провинции Хэбэй (Китай);
    • Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна ФГАОУ ВО "Уральского федерального университета  имени первого Президента России Б.Н.Ельцина" (Россия).

    1.6. Информационная поддержка Фестиваля:

    • общественно-научный и художественный журнал «Культура и время» (Россия);
    • газета «Содружество» (Россия);
    • Межрегиональный информационно-аналитический Центр (Россия);
    • общественный научно-просветительский журнал «Педагогика Культуры» (Россия);
    • сайт «Сердце Азии» (Казахстан).

    1.7. В состав Оргкомитета входят представители общественности России, Индии, Казахстана и других стран.

    2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ.

    Цели:

    • привлечение внимания и формирование интереса к творческому наследию семьи Рерихов, культуре родной страны и культуре народов мира;
    • создание условий для творческого осмысления и воплощение идей, заложенных в Пакте Рериха;
    • осмысление темы героизма советского народа в битве с немецко-фашистскими захватчиками в творчестве Н.К.Рериха.

    Задачи:

    • популяризация творческого наследия Рерихов;
    • художественно-эстетическое, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
    • содействие межкультурному диалогу, обмену опытом и укреплению сотрудничества между участниками Фестиваля, образовательными учреждениями России, Индии, Беларуси, Казахстана и других стран;
    • создание условий для реализации творческого потенциала одаренных детей и подростков;
    • создание фонда детских и юношеских художественных произведений;
    • публикация творческих работ победителей и призеров Фестиваля (в электронном виде);
    • поддержка творческих инициатив и обмен опытом в области художественного образования через организацию совместных проектов, передвижных и виртуальных выставок работ победителей и призеров конкурса.

    3. МЕРОПРИЯТИЯ ФЕСТИВАЛЯ.

    В России, Индии, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Китае и других странах проводятся:

    • творческий конкурс для детей и юношества «Держава Рерихов»;
    • передвижные выставки творческих работ победителей и призёров Фестиваля, в том числе в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в гималайской долине Кулу и в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица;
    • конференции, круглые столы и другие культурные мероприятия, совместные проекты и творческие программы.

    4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА II МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ».

    4.1. Сроки проведения.

    Конкурс проводится в несколько этапов:

    I. Предварительный этап: до 31.03.2025 г.

    • Приём предварительных заявок во всех номинациях в электронном виде;
    • работа с учащимися по тематике Фестиваля.

    II. Отборочный этап: до 30.06.2025 г.

    • Приём работ в электронном виде по всем номинациям на электронный адрес festDR24@yandex.ru;

    (в номинациях «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» приём прошедших в финальный этап творческих работ для очного рассмотрения до 15.08.2025 г.).

    III. Финальный этап: до 22.12.2025 г.

    • Работа жюри;
    • публикация результатов на странице Фестиваля в социальных сетях;
    • подготовка и проведение Праздника культуры и дружбы, торжественное награждение лауреатов в Москве, выставки и презентации творческих работ участников Фестиваля и др.

    4.2. Участники.

    4.2.1. Для участия в Конкурсе принимаются творческие работы воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования, учащихся детских художественных школ, детских школ искусств, студентов средних профессиональных и высших образовательных учреждений, участников творческих групп, общественных объединений, семей и др.

    4.2.2. На конкурс принимаются как индивидуальные, так и коллективные работы.

    4.2.3. Возрастные категории:

    • 4–6 лет (дошкольники);
    • 7–9 лет (начальная школа);
    • 10–12 лет;
    • 13–15 лет;
    • 16–18 лет;
    • 19–25 лет (студенты, аспиранты).

    4.2.4. В конкурсе участвуют работы, созданные (завершённые) в 2025 году, возраст автора указывается на момент создания работы.

    4.3. Номинации.

    Конкурс проводится в следующих номинациях:

    • Изобразительное искусство: работы, выполненные в различных живописных  техниках и техниках оригинальной и печатной графики (Приложение № 3 к Положению).
    • Декоративно-прикладное искусство: работы в различных жанрах и техниках исполнения, включая традиционные народные промыслы (Приложение № 4 к Положению).
    • Литературное творчество: эссе, сочинения, поэзия, сказки, очерки, журнальные статьи и т.д. (Приложение № 5 к Положению).
    • Исследовательская деятельность:  статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы, оформленные в виде доклада (Приложение № 6 к Положению).
    • Театральное творчество: литературно-музыкальная композиция, кукольный спектакль, мини-спектакль, декламация и т.д. (Приложение № 7 к Положению).
    • Социально-культурный проект: День Культуры в моем классе, слайд-композиция о жизни и творчестве Рерихов для других классов, разработка экскурсий и экскурсионных маршрутов и т.д. (Приложение № 8 к Положению).
    • Мультимедиа:  презентации, короткометражные фильмы (документальные, игровые), мультфильмы (рисованные, перекладные, стоп-моушен, 3D и 2D анимация), аудиокнига и т.д. (Приложение № 9 к Положению).

    4.4. Темы Конкурса.

    • Рерихи – подвижники культуры.
    • Вклад семьи Рерихов в достижение Победы в Великой Отечественной войне.
    • Тема Великой Отечественной войны и подвига советского народа в творчестве Н.К.Рериха.
    • Спасение культурного наследия во время Великой Отечественной войны.
    • Защитники культуры – герои Отечества.
    • Памятники культуры – живая память человечества.
    • Понятие подвига и героя в пространстве и времени мировой культуры.
    • Культурно-духовные идеи Пакта Рериха.
    • Сердце человека – исток Культуры.
    • «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» (Н.К.Рерих).
    • «Защита культуры есть дело всенародное» (Н.К.Рерих).
    • «Защита Родины есть и оборона Культуры» (Н.К.Рерих).
    • Символ Знамени Мира в культуре народов мира.
    • Знамя Мира – охранитель сокровищ культуры.
    • Идеи Пакта Рериха и сохранение культурного наследия моего края.

     Рекомендованные источники по темам Фестиваля

    (Приложение №10 к  Положению)

    4.5. Жюри.

    4.5.1. Состав жюри формируется для каждой номинации Конкурса отдельно.

    4.5.2. В жюри Конкурса входят известные деятели культуры, искусства, науки и ведущие преподаватели образовательных организаций.

    4.5.3. Жюри оценивает конкурсные работы в соответствии с заявленными для каждой номинации критериями и определяет победителей и призёров, исходя из общего количества баллов, набранных участниками.

    4.5.4. Жюри имеет право:

    • присудить не все звания;
    • учредить дополнительные награды, номинации, специальные дипломы.

    4.5.5. Итогом обсуждения конкурсных работ является итоговый протокол конкурса.

    4.5.6. Решение жюри является окончательным, обжалованию и пересмотру не подлежит.

    4.6. Подведение итогов и награждение.

    4.6.1. В соответствии с решением жюри участникам Конкурса в каждой номинации и в каждой возрастной группе присваиваются следующие звания (с вручением соответствующих дипломов):

    – лауреат I степени;

    – лауреат II степени;

    – лауреат III степени;

    – дипломант (конкурсанты, набравшие большое количество баллов, но не ставшие лауреатами);

    – участник (конкурсанты, принявшие участие в конкурсе, не ставшие лауреатами или дипломантами).

    4.6.2. В Индии победители и участники награждаются соответствующими Сертификатами на английском языке.

    4.6.3. Количество призовых мест жюри определяет в соотношении с количеством представленных работ в той или иной номинации.

    4.6.4. Преподаватели и руководители, подготовившие лауреатов и дипломантов Конкурса, награждаются дипломами «За лучшую педагогическую работу», в Индии – благодарственными сертификатами на английском языке.

    4.6.5. Руководители образовательных учреждений, их структурных подразделений, творческих групп и т.п., участвовавших в Фестивале, могут быть отмечены Благодарственными письмами Фестиваля.

    4.6.6. Соорганизаторам и партнерам Фестиваля предоставляется возможность учреждать специальные призы.

    4.7. Условия организации и проведения Конкурса.

    4.7.1. Для участия в Конкурсе необходимо:

    • в срок до 31.03.2025 г. участнику или его представителю направить организаторам предварительную Заявку в формате doc (Приложение №1 к Положению) на электронную почту: festDR24@yandex.ru;
    • в срок до 30.06.2025 г. выслать работы в электронном виде (в соответствии с выбранной номинацией качественные фотографии, видеозаписи, слайд-композиции, презентации и т.д.) на электронную почту конкурса. В названии каждого файла/папки должны быть указаны: фамилия, имя участника, возраст, название работы, ФИО руководителя, название учебного заведения, населенный пункт. Например: Иванова Мария, 11 лет, «Рассвет в горах», рук. Иванова И.И., ДХШ № 2, Москва;
    • к файлу с работой, необходимо приложить файл с Заявкой, заполненной по образцу (Приложение №2 к Положению) Название файла с заявкой должно дублировать название файла/папки  с работой и содержать слово «ЗАЯВКА». Все материалы высылать на электронную почту: festDR24@yandex.ru  с пометкой «На конкурс «Держава Рерихов»;
    • В номинациях «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» до 15.08.2025 г. прислать прошедшие в финальный этап творческие работы для очного рассмотрения.

    4.7.2. Работа каждого участника должна быть уникальной, без заимствований. Все работы проверяются на плагиат.

    4.7.3. Работы участников должны соответствовать темам и номинациям Конкурса, принятым в обществе духовно-нравственным и культурно-историческим нормам. Организаторы вправе отказать участнику в приеме работы, если она не соответствует тематике конкурса и (или) требованиям к оформлению работ.

    4.7.4. Организаторы оставляют за собой полное право на фото-, видеосъемку, трансляцию мероприятий конкурса по телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет без дополнительного согласования и без каких-либо выплат участникам /представителям участников конкурса.

    4.7.5. Работы участников конкурса могут быть использованы организаторами в информационных, методических, справочных материалах конкурса, а также для изготовления полиграфической, широкоформатной, сувенирной и прочей продукции без дополнительного согласования и без каких-либо выплат участникам/представителям участников конкурса.

    4.7.6. По результатам конкурса формируется выставка работ лауреатов и призёров. Сроки и место проведения выставки будут уточняться дополнительно.

    4.7.7. Высланной заявкой участники:

    • выражают согласие с условиями проведения конкурса в соответствии с настоящим Положением;
    • выражают согласие на использование организаторами конкурса персональных данных, указанных в заявке, в рамках информационной и организационной деятельности на период проведения конкурса и после него;
    • гарантируют авторство направленных на конкурс работ.

    4.7.8. Организатор оставляет за собой право на внесение изменений в настоящее Положение и регламент конкурса.

    4.7.9. Языки Фестиваля: русский и английский.

        1. . Участие в конкурсе бесплатное.

    5. КОНТАКТЫ

    Хоменок Любовь Владиславовна, Россия, Москва. Телефон, WhatsApp: +7 985 274 97 99 .

    Почта Фестиваля: festDR24@yandex.ru  

    Информация в Интернете:  в группе ВКонтакте «Международный фестиваль “Держава Рерихов”» (https://vk.com/club222260781). Telegram (https://t.me/festDR2024 )

     
     

    ПРИЛОЖЕНИЯ

     

    Приложение № 1 к Положению

    ЗАЯВКА №1 (предварительная)*

    на участие в  Международном фестивале детско-юношеского творчества

    «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ»

    Вернуться назад

    НОМИНАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ _________________________________________________________

    ФИО представителя, преподавателя_______________________________________________________________________

    Организация и должность (при наличии)_________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    Наименование учреждения, творческого объединения и т.д. (при наличии)____________________

    ___________________________________________________________________________________

    Страна, регион, район, населенный пункт _______________________________________________

    Количество участников_______________________________________________________________

    Возрастные группы в соответствии с Положением о Фестивале 4–6 лет; 7-9 лет; 10-12 лет; 13–15

    лет; 16–18 лет; 19–25 лет (подчеркнуть)

    Тема(ы), выбранные для работы: ___________________________________________________________________________________

    Контакты для связи (телефон, WatsApp, электронная почта): _______________________________

    ___________________________________________________________________________________

    Дата____________

    *Одна заявка подается на одну номинацию, заполняется и отсылается в электронном виде на почту фестиваля festDR24@yandex.ru   

    Приложение № 2 к Положению

    ЗАЯВКА №2

    (с готовой работой)

    на участие во II Международном конкурсе детско-юношеского творчества «Держава Рерихов»

    Вернуться назад

    Данные участника конкурсной работы (заполняется для каждой работы):

    Фамилия, имя участника

    Возраст участника (полных лет

    на момент исполнения работы),

    дата рождения

    Номинация и тема работы

    Название работы, год создания

    Техника исполнения, размеры (для номинаций: «ИЗО», «ДПИ»)

    Формат и жанр (для номинации «Мультимедиа»)

    Фамилия, имя, отчество (при

    наличии) преподавателя, электронная почта и телефон для связи по дополнительным вопросам

    Краткое описание замысла и сюжета работы, своей концепции, особенности техники исполнения и т.д.

    Данные образовательной организации (при наличии):

    Полное наименование

    Сокращенное наименование

    Юридический адрес

    Данные ответственного представителя образовательной организации или законного представителя:

    Фамилия, имя, отчество

    Должность

    Контактный телефон

    E-mail

    Данные совершеннолетнего студента при отсутствии руководителя:

    Фамилия, имя, отчество

    Контактный телефон,  E-mail

    Я, _____________________________________________________________________________,

    (фамилия, имя, отчество)

    гарантирую достоверность и правильность данных, указанных в настоящей заявке, в том числе персональных данных, наличие согласия законных представителей несовершеннолетних участников конкурса на обработку и использование Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов»,  указанных в настоящей заявке персональных данных, в целях обеспечения организации и проведения II Международного конкурса детско-юношеского творчества «Держава Рерихов», наличие согласия законных представителей несовершеннолетних участников конкурса на использование Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов» материалов конкурса (фото, и видео мероприятий, изображения конкурсных работ) в некоммерческих целях, а также хранение указанных согласий в личном деле учащихся образовательной организации в течение установленного срока хранения личного дела.

    Руководитель:                                    ______________ / __________________________

    М.П.                                                              Подпись                                 ФИО

    «_____»_______________2025 года

    Приложение № 3 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (живопись, графика).

    Вернуться назад.

    1.1. Для участия в Фестивале принимаются творческие работы, созданные не ранее 2024 года.

    1.2. Формат работ – не менее А4 (21х30 см) и не более А3 (30х42). Количество работ, представляемых на Конкурс в данной номинации от одного участника, – не более трёх.

    1.3. качественные фотографии работ без оформления и этикетки в формате JPEG или PNG (размер не менее 2560х1920 px) или отсканированные копии конкурсных работ должны быть направлены на электронную почту festDR24@yandex.ru   В названии каждого файла должны быть указаны: фамилия, имя автора, возраст, название работы, ФИО преподавателя, название учебного заведения, населенный пункт. Например: Иванова Мария, 11 лет, «Рассвет в горах», Петрова В.В., ДХШ № 2, Москва.

    Вместе с работой высылается заявка №2, заполненная по образцу (Приложение № 2 к Положению), в двух форматах – в формате doc, и скан заявки в формате jpeg, заверенный подписью  (для организаций – на фирменном бланке, заверяется подписью руководителя и печатью). Название файла с заявкой должно дублировать название файла/папки  с работой и содержать слово «ЗАЯВКА».

    Все материалы высылаются на электронную почту: festDR24@yandex.ru

    1.4. Работы, не соответствующие тематике фестиваля или требованиям к оформлению работ,  приниматься к рассмотрению не будут.

    1.5.  Прошедшие в финальный этап творческие работы должны быть наклеены на лист ватмана или белого картона (не плотнее 200 г/ м2) с размерами, превышающими размеры работы по нижнему полю на 4 см, по верхнему и боковым на 3 см.

    В центре оборотной стороны каждой работы необходимо наклеить напечатанную пояснительную записку (краткое описание замысла и сюжета работы, своей концепции, особенности техники исполнения и т.д.) и этикетку по следующему образцу:

    Иванова Мария, 11 лет

    «Рассвет в горах», 2025

    Бумага, акварель

    Преподаватель Попова Валентина Михайловна

    Детская школа искусств № 2, г. Москва, Россия

    1.6. Для участия в финальном этапе конкурса работы необходимо прислать на адрес:

    –  Почтой России на адрес: Российская Федерация, 105264, Москва, 10-я Парковая ул., д. 18, МОО «Международный Центр Рерихов».

    Работы должны быть упакованы в плотный гофрокартон и плёнку без скручивания и сгибания, чтобы предохранить их от повреждений при пересылке, иначе их участие в мероприятиях фестиваля будет невозможно.

    1.7. Второй экземпляр этикетки высылается организаторам в электронном виде в формате doс и используется организаторами конкурса при создании экспозиции. Также необходимо известить организаторов конкурса о дате отправки работ Почтой России и сообщить номер почтового отправления для отслеживания посылки письмом на электронный адрес festDR24@yandex.ru. 

    1.8. Работы победителей остаются в методическом фонде Фестиваля и могут быть использованы в дальнейших выставках. Лучшие работы будут экспонироваться на передвижных выставках в России и Индии, в том числе:

    - в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (Индия, штат Химачал Прадеш, округ Кулу, Наггар) – октябрь 2025 года;

    -  в Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (Россия, Санкт-Петербург) – февраль–март 2026 года.

    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:

    • творческая индивидуальность;
    • глубина и полнота раскрытия темы; 
    • оригинальность замысла (не копирование или срисовывание);
    • образная и эмоциональная выразительность;
    • композиционное решение;
    • владение техническими навыками и приемами.

    Приложение № 4 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

    Вернуться назад.

    1.1. Для участия в Фестивале принимаются творческие работы, созданные не ранее 2025 года в различных жанрах и техниках исполнения, включая традиционные народные промыслы: вышивка (крестом, гладью), плетение (макраме, бисероплетение, соломка), ткачество, гобелен, чеканка, мозаика, витраж, папье-маше, роспись (по ткани, дереву, металлу), пэчворк, лоскутные картины «Кинусайга», резьба по дереву, вязание, валяние, изделия из бересты, глины, гипса, текстиля, куклы и др.

    1.2. Формат работ:

    - плоскостные изделия не должны превышать 30 х 42 см (при оформлении допускается лёгкая рама без стекла);

    - объёмные творческие работы не должны превышать размер 25х15х15 см.

    Количество работ, представляемых на Конкурс в данной номинации от одного участника, – не более трёх.

    1.3. качественные фотографии работ с 2-х – 3-х ракурсов без оформления и этикетки в формате JPEG или PNG (размер не менее 2560х1920 px), а также для объёмных изделий короткое видео в формате MP4, дающее наиболее полное представление о работе, должны быть направлены на электронную почту: festDR24@yandex.ru

    В названии каждого файла должны быть указаны: фамилия, имя автора, возраст, название работы, ФИО преподавателя, название учебного заведения, населённый пункт. Например: Иванова Мария, 11 лет, «Рассвет в горах», Петрова В.М., ДХШ № 2, Москва.

    Вместе с работой высылается заявка № 2, заполненная по образцу (Приложение № 2 к Положению), в двух форматах – в формате doc, и скан заявки в формате jpeg – заверенный подписью (для организаций – на фирменном бланке, заверяется подписью руководителя и печатью). Название файла с заявкой должно дублировать название файла/папки  с работой и содержать слово «ЗАЯВКА».

    Все материалы высылаются на электронную почту: festDR24@yandex.ru с пометкой «На конкурс “Держава Рерихов”».

    1.4. Работы, не соответствующие тематике фестиваля или требованиям к оформлению работ,  приниматься к рассмотрению не будут.

    1.5. Прошедшие в финальный этап творческие работы должны быть снабжены этикетками по следующему образцу:

    Иванова Мария, 11 лет

    «Рассвет в горах», 2025

    Батик, 30х20 см

    Преподаватель Попова Валентина Михайловна

    Детская школа искусств № 2, г. Москва, Россия

    1.6. Для участия в финальном этапе конкурса оригиналы работ с этикетками необходимо прислать на адрес:

    -  через компанию СДЭК (предпочтительнее по бережности доставки): 603107, г. Нижний Новгород, дом 101 корпус 3, СДЭК. Чистякову Михаилу Алексеевичу. Тел: +7 910 878-63-35;

    - Почтой России на адрес: 607610, Нижегородская область, Богородский район, с. Каменки, ул. Светлая, дом 10, кв. 6. Чистякову Михаилу Алексеевичу. Тел: +7 910 878-63-35 

    Работы должны быть упакованы  в пупырчатую плёнку и/или плотный гофрокартон, коробки и т.п., без скручивания и сгибания, чтобы предохранить их от повреждений при пересылке, иначе их участие в мероприятиях фестиваля будет невозможно.

    1.7. Второй экземпляр этикетки высылается организаторам в электронном виде и прикрепляется к работе организаторами конкурса при создании экспозиции. Также необходимо известить организаторов конкурса о дате отправки работ Почтой России или СДЕК и сообщить номер почтового отправления для отслеживания посылки письмом на электронный адрес: festDR24@yandex.ru. 

    1.8. Работы победителей остаются в методическом фонде Фестиваля. Лучшие работы будут экспонироваться на передвижных выставках в России и Индии, в том числе:

    - в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (Индия, штат Химачал Прадеш, округ Кулу, Наггар) – октябрь 2025 года;

    -  в Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (Россия, Санкт-Петербург) – февраль–март 2026 года.

    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:

    • творческая индивидуальность;
    • глубина и полнота раскрытия темы; 
    • оригинальность замысла (не копирование или срисовывание);
    • образная и эмоциональная выразительность;
    • композиционное решение;
    • качество исполнения и мастерство автора, владение выбранной техникой;
    • эстетический вид изделия – гармоничность оформления;
    • соответствие работы возрасту автора.

    Приложение № 5 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (эссе, сочинения, поэзия, сказки, очерки, статьи и т.д.)

    Вернуться назад

    1.1. Объём произведения должен содержать не более 3-х печатных листов формата А4, файл Word, шрифт: Times New Roman, 14 размер, через 1,0 интервал, поля со всех сторон 2 см.

    1.2. На титульном листе необходимо указать:

    - название работы, жанр произведения (стихотворение, сочинение, сказка, очерк, статья и т.д.);

    - имя, фамилия автора, возраст (количество полных лет);  

    - имя, отчество, фамилия, педагога-наставника (полностью);

    - название учреждения, организации, студии и др.;

    - страна, регион, населенный пункт.

    1.3. По готовности творческие работы в электронном виде в формате PDF отправляются в оргкомитет.

    1.4. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе  4.1. настоящего Положения.

    2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:

    • соответствие заявленной теме;
    • оригинальность идеи;
    • соответствие жанру;
    • выдержанность стиля изложения;
    • логика в изложения;
    • полное раскрытие темы;
    • авторская позиция;
    • применение литературно-художественных приемов;
    • глубина эмоционального воздействия на читателя;
    • соответствие работы возрасту авторов;
    • грамотность.

     

    Приложение № 6 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы).

    Вернуться назад

    1.1. Результаты исследований оформляются в виде доклада на страницах формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5) объёмом не более 5 листов на бумаге без включения библиографии и в электронном виде. Дополнительно к докладу могут представляться иллюстрации в виде электронной компьютерной презентации или отдельных файлов в формате JPEG, PDF и DOC.

    1.2. На титульном листе необходимо указать:

    - название работы;

    - жанр (статья, реферат, курсовая или дипломная работа);

    - имя, фамилия автора, возраст (количество полных лет);  

    - имя, отчество, фамилия руководителя (полностью);

    - название учреждения, организации, студии и др. (полностью); 

    - страна, регион, населенный пункт.

    1.3. По готовности творческие работы в электронном виде (текст в формате PDF, видеоматериалы в формате MP4) отправляются в оргкомитет.

    1.4. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.

    2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:

    • актуальность исследования в свете направлений Фестиваля (появление новых тенденций, новые возможности наблюдения и обработки данных и т.п.);
    • четкость постановки и обоснования целей и задач исследования;
    • содержание работы: соответствие содержания работы выбранной теме фестиваля, раскрытие темы, логика, полнота изложения, анализ подобных идей в научном и культурном пространстве, объемность разработок, привлечение источников, законченность, перспективы продолжения исследования;
    • стиль изложения: ясность, точность, последовательность, научность (т.е. без  излишней эмоциональности);
    • новизна исследования (значимость для автора): новое направление знаний в отечественной науке, новый метод, новые взаимосвязи явлений, процессов и т.п., оригинальность и практическая значимость работы;
    • методика исследования: достаточное описание методики, соответствие выбранной методики  исследуемому предмету;
    • обоснованность выводов: логичность и убедительность;
    • качество выполнения и представления информации: библиографии, графиков, рисунков, таблиц в соответствии со стандартами оформления научной работы.
     

    Приложение № 7 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (литературно-музыкальная композиция, кукольный спектакль, мини-спектакль, декламация и т.д.).

    Вернуться назад

    1.1. Работа на конкурс отправляется в формате видеозаписи, хронометраж до 30 минут.

    1.2. Каждая творческая работа должна сопровождаться следующей информацией:

    - название работы;

    - имя, фамилия автора, возраст участников;

    - дата создания работы;

    - фамилия, имя, отчество педагога-наставника, руководителя, и др.;

    - учреждение или творческое объединение;

    - страна, регион, населенный пункт.

    1.3. По готовности творческие работы снимаются на камеру, и видеоматериалы в формате MP4  (качество не ниже HD) отправляются в оргкомитет.

    1.4. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.

    2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:

    • Соответствие заявленной теме конкурса: насколько точно и полно раскрыта тема в работе.
    • Драматический замысел/концепция: оригинальность идеи, глубина и осмысленность интерпретации произведения (если есть литературная основа), наличие сверхзадачи.
    • Сценическая композиция/режиссура: целостность построения спектакля, динамика, ритм, работа с мизансценами, использование сценического пространства.
    • Актерское мастерство: правдивость и выразительность исполнения, органичность актерского существования, владение сценической речью, создание ярких и запоминающихся образов.
    • Художественное оформление (сценография и костюмы): соответствие выбранному стилю и жанру, создание атмосферы спектакля, оригинальность и эстетичность решений.
    • Музыкальное оформление: соответствие общей атмосфере и характеру спектакля, обогащение сценического действия.
    • Работа со светом: уместность и эффективность использования световых эффектов.

     

    Приложение № 8 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ»

    Вернуться назад

    1. Работы на конкурс представляются в виде ПАСПОРТА ПРОЕКТА и ПРИЛОЖЕНИЯ

    к нему.

        1. Паспорт проекта представляется в электронном виде (шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5).

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    1

    Тема Фестиваля (из Положения о Фестивале)

    2

    Название проекта

    3

    Целевая аудитория проекта

    4

    Сроки реализации проекта (с… по…)

    5

    Организация, творческое объединение (полное название),  населённый пункт, регион, страна

    6

    Руководитель проекта /

    консультант (Ф.И.О., место работы, должность)

    7

    Участники проекта (Ф.И., возраст)

    8

    Актуальность проекта

    9

    Цель проекта (что должно быть достигнуто в результате реализации проекта)

    10

    Задачи проекта (что должно быть сделано в ходе проекта для достижения его цели)

    11

    Этапы реализации проекта (планирование работы)

    12

    Описание мероприятий в рамках проекта

    13

    Предполагаемый результат реализации проекта

    14

    Тиражируемость результатов проекта (возможность или планы его расширения или реализации в других целевых аудиториях)

    15

    Источники информации (литература, картины, видео)

        1. ПРИЛОЖЕНИЕ. Приложение состоит из материалов, представляющих практическую деятельность в рамках проекта. Может включать: презентации, слайд-шоу, видеоролики, программы, сценарии, фотографии, публикации, афиши  и другую  документацию.
        2. Материалы Приложения  направляются в электронном виде (фотографии в формате jpeg, PDF,  текст шрифтом Times New Roman 14, видеофильм или слайд-шоу в формате MP4, презентации в формате Power Point).
      1. Сам проект может быть реализован в течение 2025–2026 года.
      2. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.

    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
    • соответствие заявленной теме;
    • соответствие результатов проекта задачам проекта;
    • актуальность результата – насколько результаты проекта соответствуют ожиданиям и потребностям общества;
    • уникальность проекта – насколько инновационными и уникальными являются результаты;
    • жизнеспособность проекта – способность проекта воспроизводиться после его окончания.

     

    Приложение № 9 к Положению

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «МУЛЬТИМЕДИА» (презентация, короткометражный фильм, мультфильм, аудиокнига)

    Вернуться назад

    1.1.  Работы на конкурс отправляются через размещение в облачном хранилище, откуда можно скачать файл. Ссылка на видео, опубликованное в RUTUBE, ВКонтакте, Платформа и т.д. (по желанию), может быть только дополнением.

    1.2. Формат:

    - презентация (Power Point, PDF, JPEG). Звуковое сопровождение приветствуется;

    - короткометражный фильм (документальные, игровые – HD, 4K). Для съемки приветствуется использование специального технического оборудования: штативы (стедикам, монопод), микрофоны петличные, освещение.

    Видео – MP4, кодек H.264. Разрешение видео – не менее 1920х1080 пикселей;   

    - мультфильм (рисованные, перекладные, стоп-моушен, 3D и 2D анимация) HD, 4К (качество файлов не ниже HD);

    - аудиокнига (любые популярные аудиоформаты).

    1.3. Продолжительность – до 10 минут.

    1.4. Работа должна иметь титры, в которых указываются:

    - название (в начале фильма);

    - имя, фамилия автора, возраст (количество полных лет)  авторов;

    - фамилия, имя, отчество руководителя (полностью);

    - название учреждения, организации, студии и др.;

    - страна, регион, населенный пункт и др.

    1.5. При использовании в фильме кадров из других фильмов или авторской музыки обязательно должно быть указано имя автора, произведение которого используется, а также название музыки или фильма, фрагмент которого воспроизводится.

    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
    • соответствие работы заявленной теме;
    • целостность художественного замысла;
    • креативность (новизна идеи, оригинальность, гибкость мышления);
    • информативность;
    • уровень технологичности съемки и монтажа;
    • уровень владения специальными  средствами;
    • эстетичность работы;
    • степень участия детей.

     

    Приложение № 10 к Положению

    РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    ПО ТЕМАМ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ

    Вернуться назад

    1. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/belikov-knyazeva-nikolaj-konstantinovich-rerikh

    2. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-o-velikoj-otechestvennoj-vojne  

    3. Рерих в России. Сборник очерков Николая Рериха и воспоминаний о нем // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/1882 или https://roerich-lib.ru/rerikh-v-rossii

    4. Держава Рериха. Сборник статей // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/760 или

    https://roerich-lib.ru/derzhava-rerikha

    5. Держава Рериха (сборник статей) // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/derzhava-rerikha-sbornik

    6. Рерих Н.К. Берегите старину // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/534

    или  https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-beregite-starinu

    7. Рерих Н.К. Душа народов // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/677

    8. Рерих Н.К. Об искусстве // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека.  Режим доступа: https://lib.icr.su/node/1072

    9. Шапошникова Л.В. Град Светлый // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/655.

    10. Рерих Н.К. Жизнь и творчество. Сборник статей // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-zhizn-i-tvorchestvo-sbornik-statej

    11. Рерих Н.К. Древние источники // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-drevnie-istochniki

    12. Рерих Н.К. Россия // Листы дневника: (в 3т.) Т. 2 (1936–1941). М.: МЦР, 2000 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k- rerikh/n-k-roerich-1/642-rossiya

    13. Листы дневника: (в 3 т.) Т. 2 (1936–1941). М.: МЦР, 2000 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2

    14. Листы дневника: (в 3 т.) Т. 3 (1942–1947). М.: МЦР, 2002 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-roerich-3

    15. Шапошникова Л.В. Весть красоты // Шапошникова Л.В. Мудрость веков. МЦР, 1996 // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/637

    16. Рерих Н.К. Толстой и Тагор // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/index.php/n-k-rerikh- khudozhniki-zhizni/372-tolstoj-i-tagor

    17. Рерих Н.К. Молодому другу // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-molodomu-drugu или  https://lib.icr.su/node/446

    18. Пакт Рериха // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/

    19. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/today/index.php

    20. Н.К.Рерих о Пакте Рериха и Знамени Мира // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/about/paper_nk/index.php

    21. Лихачев Д.С. Статья «Экология культуры» // Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Режим доступа: http://almanac.voopik.ru/htm/podcasts-ekologiya-kultury.htm

    22. Культура и мы. Фрагмент интервью с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым

    из его книги «Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет». 

    (Изд. «Советский писатель», 1989 г.) // Сайт Ярославского Рериховского общества «Орион». Режим доступа: https://yro.narod.ru/pressa/19/str2.htm

    23. «Любовь должна быть действенной». Д.С. Лихачев о культуре // Журнал «Культура и время», № 3, 2016 // Сайт Ярославского рериховского общества. Режим доступа: https://yro.narod.ru/Lichacev/DS_Lichachev_culture.pdf

    24. Е. Зубкова. Спасти и сохранить. Об эвакуации музейных ценностей во время Великой Отечественной войны // Сайт «Российское историческое общество».

    Режим доступа: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/spasti-i-sokhranit.html

    25. Елена Зубкова, Коринна Кур-Королев, Вольфганг Айхведе, Ульрике Шмигельт-Ритиг. «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны», Новое литературное обозрение, 2024 // Сайт «Литрес». Режим доступа:  https://www.litres.ru/book/volfgang-ayhvede/grabezh-i-spasenie-rossiyskie-muzei-v-gody-vtoroy-mirovoy-70596268/chitat-onlayn/

    26. Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php

    27. Тесленко Д. Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну // Сайт «Музеи». Режим доступа:

    https://web.archive.org/web/20210204200907/https://www.culture.ru/materials/119881/muzeinaya-evakuaciya-v-velikuyu-otechestvennuyu-voinu

    28. Лихачев Д.С. Земля родная // Сайт «Рулит». Режим доступа: https://www.rulit.me/books/zemlya-rodnaya-read-31429-1.html

    29. Лихачев Д.С. Письма о Добром и прекрасном // Сайт Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Режим доступа: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/pisma_o_dob.pdf

    30. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Сайт «Рулит». Режим доступа:  https://www.rulit.me/books/zametki-o-russkom-sbornik-read-367641-1.html или Электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского. Режим доступа:

    https://imwerden.de/pdf/likhachev_zametki_o_russkom_1984__ocr.pdf

    31. Гейченко С.С. У Лукоморья //  Электронная библиотека RoyalLib.com. Режим доступа: https://royallib.com/book/geychenko_semen/u_lukomorya.html или  Сайт «Рулит». Режим доступа:  https://www.rulit.me/books/u-lukomorya-read-198254-1.html

    32. Шаров А.И. Взрослые и страна детства // Повести воспоминаний. М., Советский писатель, 1972.

    33. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. Глава 16. Януш Корчак // Сайт «Рулит». Режим доступа: https://www.rulit.me/books/volshebniki-prihodyat-k-lyudyam-read-416670-77.html

    34. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в годы Великой отечественной войны. Составитель Чецкая Г.Б. // Научная библиотека Северного Государственного Медицинского Университета. Режим доступа: https://nsmu.ru/lib/files/VOV75.pdf

    35. Яковлев Ю.Я. Командир роты // Сайт «Сказки». Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/yurij-yakovlev-komandir-roty/

    36. Ненарокомова И.С. Почетный гражданин Москвы. Третьяков // Электронная библиотека RoyalLib.com. Режим доступа:

    https://royallib.com/book/nenarokomova_irina/pochetniy_gragdanin_moskvi.html

    37.  Плауде В. Янтарная комната. ГМЗ Царское село. Изд. П – 2, СПб, 2004. 32 с.

    38. Успенская церковь: что потеряли. Материал о церкви Успения в Кондопоге. Бедорфас М., Лукьянова М. // Сайт «Наши герои» республики Карелии. Режим доступа: https://rk.karelia.ru/special-projects/pravoslavnaya-kareliya/uspenskaya-tserkov-chto-poteryali/

    39. М.В. Ломоносов – человек Нового времени. Профессор Рам Вадва, Университет иностранных языков в Хайдарабаде // «Русский мир». Режим доступа:  https://russkiymir.ru/fund/projects/lomonosov/article1.php

    40. Знакомьтесь – А.Л. Чижевский // Сайт Дома-музея А.Л.Чижевского. Режим доступа: http://chizhevsky.gmik.ru/znakomtes-a-l-chizhevskiy/

    41. «Мир искусства: космос в деталях»: Владимир Александрович Джанибеков. Автор текста: Ксения Игнатова // Сайт Музея космонавтики. Режим доступа:  https://vk.com/@kosmo_museum-mir-iskusstva-kosmos-v-detalyah-vladimir-aleksandrovich-dzha

    42. Владимир Джанибеков о полётах в космос. Текст Владислава Кулакова // Студенческий журнал МГИМО «Международник». Режим доступа: https://gazeta.mgimo.ru/journal/04-2021/Vladimir_Dzhanibekov?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

    43. Л.В.Шапошникова. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 2. 2000 г. // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/images/books/lvsh/velikoe-puteshestvie-1/LVSH- velikoe-puteshestvie-1.pdf?ysclid=llj08vnd6m233630654

    КАРТИНЫ Н.К. РЕРИХА:

    Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php

    ВИДЕО:

    1. «Пакт Рериха. Мир через Культуру», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S9DfkeuHofM

    Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа:  https://rutube.ru/video/a5cc765096fc8254b2d721b386338ddd/ 

    2. «Николай Рерих» 1976, д/ф. Режиссер: Р. Сергиенко // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=y8LztOA3ReM

    Каналы МЦР. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-62338724_456239409

    https://rutube.ru/video/71975bfd09d83d39b32a065a47764208/?playlist=552596 

    3. «Время собирать камни…», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=l_K25aTeHmM

    Канал МЦР. Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-62338724_54866060/video-62338724_456239403

    Канал «channel24654679». Режим доступа:

    https://rutube.ru/video/7ea40da3fdec612b3d9deb35c4343533/ 

    4. «Подвиг во имя науки», д/ф о подвиге ученых Всесоюзного института растениеводства имени Н.И.Вавилова //  Канал «Love Lessons». Режим доступа:  https://rutube.ru/video/db00e4ed3bb4e851b3cf5163ac3d33bb/?t=0 

    5. «Невидимый подвиг блокадного Ленинграда», д/ф // Канал «Пульс города». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KSFIGDQ7eOk

    Канал «Александр Баданин». Режим доступа:

    https://vkvideo.ru/video17035552_456240026?ref_domain=yandex-video.naydex.net 

    6. «Актуальность Пакта Рериха в современном мире», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=PX9qqHFF8P4

    Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/354d115deb5576c6931a2d4d6553ba60/ 

    Канал «Музей Окуловка». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video471210278_456239244 

    7. «Пакт Рериха. История и современность. Разрушение музея Рериха в Москве», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=ZLc4JwtPDvE

    Канал «Вера Плешкова». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video331406165_456239036?ref_domain=yastatic.net 

    Канал «Алхимия мышления». Режим доступа: https://rutube.ru/video/7118d0fdb867c821f37b23bdafc1a56f/ 

    8. Кулакова Е.С. Л.В. Шапошникова и Д.С.Лихачев об эволюционной роли культуры, 2021 г. // Канал Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GeH4PPrLoXI

    Канал «Библиотека имени Д.С. Лихачёва, г. Новокузнецк». Режим доступа:

    https://vkvideo.ru/video-50229680_456239431?ref_domain=yandex-video.naydex.net 

    Канал «Музейный райский рай». Режим доступа: https://rutube.ru/video/2ed3994c5fef6aa528a0aab5da47ba7c/?t=0

    9. «70 лет России в ЮНЕСКО» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/video/2924947

    10. «Спасти и сохранить». Фильмы о реставраторах и создателях музеев. 4 серии на телеканале «Культура» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/brand/69456

    11. Видео о Международных конференциях по Пакту Рериха:

    «Брюгге, сентябрь 1931 года: событие, достойное памяти». (О Первой международной конференции по Пакту Рериха в Брюгге; англ. язык с русскими субтитрами) // Канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/private/276c472271a5520e504e9a4083a09d7f/?p=xzxCzu3L9N9zWLvGvUOZGAКанал

    Канал «Наследие Рерихов и Россия»: https://www.youtube.com/watch?v=o19BN9KfaYs

    «Знамя Мира: Красный Крест Культуры» (Брюгге 1932). (О Второй международной конференции по Пакту Рериха в Брюгге в 1932) // YouTube канал МЦР. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=20oSB7AWRdY

    Канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/private/6394365bd79e9606671d50dfabc8ee17/?p=l0nwa9Tqz1osBVz-E0gwSw

    «Знамя Мира: символ гуманности человечества» (О Третьей Международной конференции по Пакту Рериха в 1933 году в Вашингтоне) // YouTube канал МЦР. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=r-n_g9AhS6k

    Канал МЦР. Режим доступа:

    https://rutube.ru/video/private/df2e761ec5d056eb7856112c12d1d48b/?p=-sRAlsUvTi5DsC4r-vJ-fw

    12. Пакт Рериха и Знамя Мира // Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/b2ad3500136c9cd3d0d88f4731a72ec0/

    13. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Встреча в Останкино // Канал «Историческая и военная документалистика».  Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-18181383_456240066

    14. Космос Троицы, д/ф // Канал «ДокСФЕРА». Режим доступа:

    https://vkvideo.ru/video-46417318_456263681?t=5s

    15. Фильм Татьяны Борщ «Николай Рерих. Под Знаменем Мира» // 

    Канал МЦР. Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-62338724_54866060/video-62338724_456239446 

    Канал MVK. Режим доступа: https://rutube.ru/video/eca9d87c0a233ce24560589003fd857e/ 

    16. Фильм Татьяны Борщ «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qmSnR3aTNOw&t=10s

    Канал «Держава Рерихов». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-136752035_456239401?ref_domain=yastatic.net 

    Канал MVK: Режим доступа: https://rutube.ru/video/473f331b81f2862351627913062aaff2/ 

    17. «Зов Космической эволюции», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fHK6vH1jEeI

    Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа:

    https://rutube.ru/video/c24501c9bbe6e83d310b43b4b9a5213e/ 

    Канал «Держава Рерихов». Режим доступа:

    https://vkvideo.ru/video-136752035_456239395 

    18. «Письмена. Николай и Святослав Рерихи», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mQALghkphKY

    Каналы МЦР:

    Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-62338724_54866057/video-62338724_456239410

    Режим доступа: https://rutube.ru/video/4a8657439a07fec91763ae43d5cc11fa/?playlist=552596 

    19. Шапошникова Л.В. Культура и цивилизация (фрагмент доклада) // Канал Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих. Режим доступаhttps://www.youtube.com/watch?v=v5PVMZerRwU

    Канал «Графическая гармония искусства». Режим доступа:

    https://rutube.ru/video/334da6a01865c77a08ddbee38e208b70/?t=0 

    20. «Великий Человек. Великий Мастер. Великий Дух» (к 150-летию Н.К. Рериха) //

    YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/f0d898406c6dccfa5a13bea5f61b103e/

    Каналы МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iAj2yNqtWaw

    Режим доступа: https://vk.com/video-62338724_456239566

    Канал «Наследие Рерихов и Россия». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zy1IAm06aNo

    21. Павловск. Война. Победа // Канал «Музей-заповедник “Павловск”». Режим доступа https://vkvideo.ru/video-7263055_456239104

    22. Помнить. Нельзя забыть. Дворцы и парки города Пушкина в 1941–1946 годах // Канал «Царское Село». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27707676_456239217?t=1m17s

    23. Петр Вейнер. Петербург не должен быть разрушен. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». ТК «Культура», 2024. Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video446919157_456247216

    24. Анна Зеленова. Слёзы двора. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». // Канал «Культура», 2023 Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video446919157_456246685

    25. Память. Александр Александрович Кедринский (1917-2003) // Канал «Царское Село». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-27707676_456239664?t=7m29s

    26. Выставка «Пушкин. Освобождение». Видеоэкскурсия // Канал «Царское Село». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27707676_456239830?t=20m2s

    27. Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга. Пресс-конференция в ИА «Интерфакс» // Канал «Музей-заповедник “Павловск”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-7263055_-2/video-7263055_456239688

    28. Иосиф Орбели. Человек, который дважды спас Эрмитаж // Канал «Alex Lank».  Режим доступа: https://vkvideo.ru/video623332253_456239330

    29. Иосиф Орбели. Блокадный Ленинград: спасение Эрмитажа // Канал «Молодежный музейный медиацентр Ленинград». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-54365619_456239170

    30. Борис Борисович Пиотровский, д/ф, 2008 // Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456245834

    31. Эрмитаж в годы блокады Ленинграда. Часть I. Эвакуация. Начало блокады. Видео Государственного Эрмитажа // Канал «Государственный Эрмитаж». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-67940544_456240972

    32. Эрмитаж в годы блокады. Лекция для школьников. Часть II. Доблесть оставаться собой. Видео Государственного Эрмитажа // Канал «Государственный Эрмитаж». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-67940544_456240973

    33. Алексей Пахомов. Светописец детства. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». // Канал ТК «Культура», 2024. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456247039

    34. Ольга Фирсова. Девушка на шпиле. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». // ТК «Культура», 2023 Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video446919157_456246070

    35. Дворец-музей в годы Великой Отечественной войны. Онлайн с хранителем Александрой Фарафоновой // Канал «Гатчинский дворец • музей-заповедник “Гатчина”».  Режим доступа:

    https://vkvideo.ru/video-1475400_456239206

    36. «Спасенные фрески церкви Спаса на Нередице» в 2-х частях. 2014 г. Режиссер Татьяна Дьяконова // Канал «Αρχιμανδρίτης Νίκων».

    Режим доступа: https://vkvideo.ru/video430432472_456241840

    https://vkvideo.ru/video430432472_456241841

    37. «Скажи мне, Новгород», д/ф // Канал «Свято-Юрьев мужской монастырь». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-153286178_456239448?t=15s

    38.  Яков Рубанчик. Невский ковчег. Теория невозможного. // ТК «Культура», 2021. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456244835

    39.  Невский ковчег. Теория невозможного.  Иван Саутов // Канал «Россия сегодня». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-167654585_456248391

    40. Спасённые Шедевры России. 3 Серия. Масляная Живопись // Канал «Теория и Художественная Практика». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-118751285_456242793

    41. Спасённые Шедевры России. 6 Серия. Игорь Грабарь // Канал «Теория и Художественная Практика». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-118751285_456242790

    42. Спасённые Шедевры России. 9 серия. Скульптура // Канал «Теория и Художественная Практика». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-118751285_456242787

    43. «Сикстинская Мадонна» (Василий Гроссман) // Канал «Библейский сюжет».  Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-6552531_456239133?t=8s

    44. Третьяковская галерея. Москва на все времена // Канал «Музеи со всего мира». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-1322723_456239366

    45. Цветаев Иван (2007) из цикла «Гении и злодеи» (Проект Льва Николаева) // Канал «Роман Брянский». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video204686352_456242597

    46. Вознесение. Фильм-экскурсия посвящен церкви Вознесения в Коломенскомуникальному памятнику архитектуры, включенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО // Канал «Музей-заповедник “Коломенское”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-60322730_456239318

    47. Пешком... Феодосия Айвазовского // Канал «Курорты Крыма». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27796872_456239876

    48. «Остров Рериха». Документальный фильм, Эхо Псковы, 2024 // Канал «ГражданинЪ TV».

    Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-32105930_456240143?t=2s

    49. По следам сирийских мудрецов [Маалюля. Тайна слов Христа], (2022) // Канал «KLADTOR & Кладезь Кино». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-206925662_456241176

    50. По следам сирийских мудрецов [Босра. Чёрная жемчужина Востока], (2022) // Канал «KLADTOR & Кладезь Кино». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-206925662_456241175

    51. Наисчастливейший. Халед аль-Асаад. Документальный фильм о директоре Музея Пальмиры // Канал «Смотрим». Режим доступа:  https://smotrim.ru/video/1654037

    52. Спасти Нотр-Дам (2020) Saving Notre-Dame // Канал «КИНО КЛИПЫ МУЗЫКА ФИЛЬМЫ ТРЕЙЛЕРЫ НОВИНКИ». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-157072781_456247840

    53. Спасем Охтинский мыс. Памятник археологии в устье реки Охты // Сайт «Спасем Охтинский мыс». Режим доступа: https://bashne.net/

    54. Охтинский мыс: о том, что мы рискуем потерять навсегда  – простым языком и фотографиями // «Вечерний Питер». Режим доступа:  https://vecherka.spb.ru/?p=21957

    55. Музеи без границ. Куликово поле // Канал «Музей-заповедник “Куликово поле”». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-958593_456240537?t=9s

    56. Археология. История с лопатой / 1 серия. Как царь Петр курганное золото собирал // Канал «Палеоевразия». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-157417561_456239425

    57. Археология. История с лопатой. 3. Как в России Помпеи искали //  Режим доступа: https://vkvideo.ru/video17430_456239328

    58. Археология. История с лопатой. 4. Как лепной горшок ценнее клада оказался // Режим доступа: https://vkvideo.ru/video17430_456239329

    59. Саки. Золотая принцесса. Предки наших предков // Канал «Евгений Безбородов». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video201157482_456239225

    60. 10 вершин Петра Семенова-Тян-Шанского. Автор сценария и режиссёр - Ольга Дроздова // Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/0b916a2acf98eef58ce1b69fe52a280f/

    61. Монах из Поднебесной Иакинф Бичурин. Невский ковчег. Теория невозможного // ТК «Культура», 2022. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456245043

    62. Онлайн-лекция «Будущее учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере». К 160-летию со дня рождения В.И.Вернадского // Канал МЦР. Режим доступа: youtu.be/jOKpPu6DXjE

    63. Л.В. Шапошникова. «О, вещая душа моя...» (аудиоверсия очерка о П.А. Флоренском) // Канал МЦР. Режим доступа: youtu.be/bzQv7WXM944

    64. Очерк академика Л.В.Шапошниковой об Александре Чижевском // Канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/552b99b9f005a1b05d6d6e263e4cc08b/?r=wd

    65. Александр Чижевский. Истина проста. Из цикла «Пророк в своём Отечестве». Телеканал «Культура» // Канал «Смотрим». Режим доступа:  https://smotrim.ru/video/799954

    66. Аудиоверсия очерка академика Л.В. Шапошниковой «И я зажег этот огонь» о К.Циолковском // Канал МЦР. Режим доступа: youtu.be/EtzoYeYOAHY

    67. Владимир Бехтерев. Взгляд из будущего. Из цикла «Пророк в своём Отечестве». Телеканал «Культура» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/video/170518

    68. Виктор Садовничий. Линия жизни // Телеканал «Культура». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-85393518_456257856

    69. «Лео Бокерия. Сердце на ладони», д/ф. Режиссер Ирина Голубева. 1 канал // Канал «НМИЦ ССХ им.А.Н.Бакулева Минздрава России». Режим доступа: https://vk.com/video-50257150_456239026

    70. «Рошаль. Детский доктор мира» // Канал «Проект “Жить”». Режим доступа: https://dzen.ru/video/watch/6449b4306fa9cb7ce799aa5f?f=d2d

    71. Видео-музыкальная композиция «Верьте в Россию» (2023) члена Союза композиторов Лидии Янковской (Ярославль) // Канал «Елена Кулакова». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video464366131_456239076

    72. Дмитрий Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» // Канал «Радио “Орфей”». Режим доступа: https://vk.com/video-27291202_456240471

    73. «Стеклянная гармоника» (1968), режиссёр Андрей Хржановский. «Союзмультфильм» // Канал «Art Traffic. Культура. Искусство». Режим доступа:   https://vkvideo.ru/video-52526415_456246705?t=11s

    74. «Сеча при Керженце» (1971), режиссёр Иван Иванов-Вано, Юрий Норштейн. «Союзмультфильм» // Канал «Art Traffic. Культура. Искусство».

    Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-52526415_456245874?t=57s

    75. «Дракон» (1961) Автор сценария Радий Кушниров; режиссёр Александра Снежко-Блоцкая «Союзмультфильм» // Канал «Сказка». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-177800182_456239329?t=7s

    76. «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985), режиссёр Роман Давыдов. «Союзмультфильм» // Канал «Советские мультфильмы». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-135285_456241059

    77. «Лебеди Непрядвы» (1980), режиссёр Роман Давыдов. «Союзмультфильм» // Канал Георгиевское Zемлячество: Юрьевец – это МЫ!». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-103300027_456241385

    78. «Детство Ратибора» (1973), режиссёр Роман Давыдов. «Союзмультфильм» // Канал «Вначале была Русь». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-165202811_456239469

    79. «Слушая Бетховена» (2016), режиссёр Гарри Бардин // Канал «Липецкий клуб “Ностальгия”». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-36362131_456240735?t=9m17s

    80. «Адажио» (2000), режиссёр Гарри Бардин // Канал «Липецкий клуб “Ностальгия”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-36362131_456240029

    81. «Достояние Республики» (1971), режиссёр  Владимир Бычков // Канал «Советский экран». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-37492055_456248301

    82. «Квартет Гварнери» (1978), драма, режиссёр Вадим Костроменко // Канал «Советское кино». Режим доступа:  https://vkvideo.ru/video-165903_456244319

    83. «Сказка странствий» (1983), режиссёр Александр Митта // Канал «Мосфильм».  Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-20286388_456240047

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie