
В 2025 году будут отмечаться два знаковых юбилея: 80-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летие подписания первого международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха). Эти события тесно связаны между собой. Николай Константинович Рерих (1874–1947), автор этого документа был убежден, что только защита и развитие культуры принесут мир на Землю. «Мир через Культуру» – так коротко и ясно сформулировал он основную идею Пакта. Победа над войной – это победа мира и культуры.
Н.К.Рерих известен как великий русский художник, автор более 7000 живописных полотен, десятков литературных трудов, мыслитель, ученый, путешественник, общественный деятель. Но прежде всего он был патриотом России и верил в ее великое будущее. В 1936 году Николай Константинович писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять. Не найдется такое жестокое сердце, чтобы сказать: не мысли о Родине. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Через все и поверх всего найдем строительные мысли, которые не в человеческих сроках, не в самости, но в истинном самосознании скажут миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы наши оборонить ее на всех ее путях».
Служение Родине и Культуре было главным в жизни и деятельности Н.К.Рериха.
Будучи свидетелем нескольких войн, он понимал, какие чудовищные разрушения они несут. Гибнут не только люди, но и бесценные сокровища культуры, необходимые для дальнейшей эволюции человечества. В 1929 году Н.К.Рерих обращается к международному сообществу с инициативой подписания Договора о защите культурного наследия, который утверждал необходимость сбережения сокровищ культуры, как в военное, так и в мирное время. В качестве отличительного флага этого Договора художник предложил «Знамя Мира», которое представляет собой белое полотнище с тремя соединенными амарантовыми сферами в круге того же цвета. Они символизируют прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Николай Константинович объяснял, что исходной идеей для этого символа стала икона Андрея Рублева «Троица». В дальнейшем он обнаружил, что этот знак Триединства встречается в истории и культуре многих народов. По мысли Николая Константиновича Знамя Мира должно развеваться над всеми объектами культуры и символизировать их всемерную охрану.
Проект Пакта, выдвинутый русским художником, получил всемирное признание. Многие известные деятели культуры и науки с готовностью поддержали эту идею. Среди них писатели Ромен Роллан, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн, поэт Рабиндранат Тагор, ученый Альберт Эйнштейн и другие. Развернулось широкое общественное движение за принятие Пакта. Все члены семьи Николая Константиновича: супруга – Елена Ивановна Рерих, уникальный философ и писатель, а также два сына, Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед, и Святослав Николаевич, выдающийся художник, ученый, педагог, всегда поддерживали его и стремились, чтобы идеи Пакта вошли в жизнь.
Рерихи были убеждены, что Культура является духовной основой жизни человека и общества, необходимым условием для выживания всей планеты. Расширение пространства Культуры способствует сотрудничеству всех народов и предотвращению войн. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык» - писал Николай Рерих. По его мнению, «Пакт для Защиты Культурных Сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
В 1935 году Пакт Рериха был подписан представителями 21 государства Америки. В 1954 году он лег в основу разработанной ЮНЕСКО «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», подписанной представителями 56 государств, в том числе и Советского Союза. Так Пакт Рериха заложил правовые основы деятельности ЮНЕСКО.
Накануне Великой Отечественной войны Николай Константинович утверждал «Защита Родины есть и оборона Культуры». Родина не мыслима без сокровищ культуры, которые являются бесценной памятью поколений. Эти неисчислимые духовные богатства включают человека в цепь культурно-исторической преемственности и формируют сам народ, поэтому необходимо помнить прошлое своей страны, чтить память ее героев, бережно относиться «ко всем ее неизреченным Красотам».
В годы войны Николай Рерих, находясь вдали от родины среди величественных Гималаев, всемерно укреплял связи Индии с Россией и верил в их нерушимый союз. Изучая культуру Индии, художник находил в ней много общего с русской культурой, поэтому считал ее не чужбиной, а «родной сестрой Руси».
Николай Константинович с первых дней Великой Отечественной войны использовал все возможности, чтобы помочь Родине, а его сыновья обратились в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении добровольцами в Красную армию. Вместе с сыном Святославом художник устраивал выставки, а все деньги, вырученные за продажу картин, перечислял в фонд Красной армии. Он публиковал патриотические статьи в газетах и выступал на радио в поддержку советского народа. Даже в самые критические дни войны он выражал твердую уверенность в победе: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: “Москва устоит!”, “Ленинград устоит!”, “Сталинград устоит!”. Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Н.К.Рерих в 1943 году. В эти грозные для России годы художник создал целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Победа», в которых, показывая героические сюжеты из русской истории, предрекал победу наших воинов задолго до окончания войны. «Спас Нередица», «Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый» и другие картины воспевают духовную силу и благородство народа. Они полны верой в лучшее будущее нашей страны.
Всех хранителей и защитников культуры Н.К.Рерих считал настоящими героями, которые в военное время беззаветно защищали свою Родину и ее культурное достояние. Благодаря их подвижничеству были сохранены дворцы Санкт-Петербурга (Ленинграда), музеи Новгорода, Пскова, Севастополя и многие другие. Советские воины спасли обреченные на полное разрушение европейские города – Вену, Краков и другие. Николай Рерих и все члены его семьи тоже были героями, поставившими перед человечеством ключевой вопрос о спасении культурного наследия для сохранения мировой цивилизации и предложившими путь его решения.
Не только в ходе вооруженных конфликтов гибнут памятники истории и культуры, но и в мирное время. Из-за равнодушия человечество ежедневно теряет десятки бесценных сокровищ. Н.К.Рерих очень точно назвал это явление - «тихие погромы». Выдающийся деятель культуры России, академик Д.С.Лихачев был убежден: «Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя». Культура – это невосполнимый ресурс. Сбережение культурного наследия – это благородное дело каждого во имя сохранения памяти поколений и устремления в будущее.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее Положение определяет содержание и порядок проведения II Международного фестиваля детско-юношеского творчества «Держава Рерихов» (далее – Фестиваль).
1.2. Фестиваль в 2025 году посвящен 90-летию Пакта Рериха и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
1.3. Инициатор и организатор Фестиваля – Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» (Россия).
1.4. Соорганизаторы Фестиваля:
- Международный Мемориальный Трест Рерихов (Индия);
- Индийская ассоциация учителей русского языка и литературы (Индия);
- Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (Россия);
- Международный комитет по сохранению наследия Рерихов (Россия);
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академии имени А.Л.Штиглица (Россия);
- Группа волонтёров Международного Центра Рерихов (Россия).
1.5. Фестиваль поддержали:
- Национальный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева (Казахстан);
- факультет изобразительного искусства и дизайна Педагогического университета провинции Хэбэй (Китай);
- Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна ФГАОУ ВО "Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина" (Россия).
1.6. Информационная поддержка Фестиваля:
- общественно-научный и художественный журнал «Культура и время» (Россия);
- газета «Содружество» (Россия);
- Межрегиональный информационно-аналитический Центр (Россия);
- общественный научно-просветительский журнал «Педагогика Культуры» (Россия);
- сайт «Сердце Азии» (Казахстан).
1.7. В состав Оргкомитета входят представители общественности России, Индии, Казахстана и других стран.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ.
Цели:
- привлечение внимания и формирование интереса к творческому наследию семьи Рерихов, культуре родной страны и культуре народов мира;
- создание условий для творческого осмысления и воплощение идей, заложенных в Пакте Рериха;
- осмысление темы героизма советского народа в битве с немецко-фашистскими захватчиками в творчестве Н.К.Рериха.
Задачи:
- популяризация творческого наследия Рерихов;
- художественно-эстетическое, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- содействие межкультурному диалогу, обмену опытом и укреплению сотрудничества между участниками Фестиваля, образовательными учреждениями России, Индии, Беларуси, Казахстана и других стран;
- создание условий для реализации творческого потенциала одаренных детей и подростков;
- создание фонда детских и юношеских художественных произведений;
- публикация творческих работ победителей и призеров Фестиваля (в электронном виде);
- поддержка творческих инициатив и обмен опытом в области художественного образования через организацию совместных проектов, передвижных и виртуальных выставок работ победителей и призеров конкурса.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ФЕСТИВАЛЯ.
В России, Индии, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Китае и других странах проводятся:
- творческий конкурс для детей и юношества «Держава Рерихов»;
- передвижные выставки творческих работ победителей и призёров Фестиваля, в том числе в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в гималайской долине Кулу и в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица;
- конференции, круглые столы и другие культурные мероприятия, совместные проекты и творческие программы.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА II МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ».
4.1. Сроки проведения.
Конкурс проводится в несколько этапов:
I. Предварительный этап: до 31.03.2025 г.
- Приём предварительных заявок во всех номинациях в электронном виде;
- работа с учащимися по тематике Фестиваля.
II. Отборочный этап: до 30.06.2025 г.
- Приём работ в электронном виде по всем номинациям на электронный адрес festDR24@yandex.ru;
(в номинациях «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» приём прошедших в финальный этап творческих работ для очного рассмотрения до 15.08.2025 г.).
III. Финальный этап: до 22.12.2025 г.
- Работа жюри;
- публикация результатов на странице Фестиваля в социальных сетях;
- подготовка и проведение Праздника культуры и дружбы, торжественное награждение лауреатов в Москве, выставки и презентации творческих работ участников Фестиваля и др.
4.2. Участники.
4.2.1. Для участия в Конкурсе принимаются творческие работы воспитанников дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования, учащихся детских художественных школ, детских школ искусств, студентов средних профессиональных и высших образовательных учреждений, участников творческих групп, общественных объединений, семей и др.
4.2.2. На конкурс принимаются как индивидуальные, так и коллективные работы.
4.2.3. Возрастные категории:
- 4–6 лет (дошкольники);
- 7–9 лет (начальная школа);
- 10–12 лет;
- 13–15 лет;
- 16–18 лет;
- 19–25 лет (студенты, аспиранты).
4.2.4. В конкурсе участвуют работы, созданные (завершённые) в 2025 году, возраст автора указывается на момент создания работы.
4.3. Номинации.
Конкурс проводится в следующих номинациях:
- Изобразительное искусство: работы, выполненные в различных живописных техниках и техниках оригинальной и печатной графики (Приложение № 3 к Положению).
- Декоративно-прикладное искусство: работы в различных жанрах и техниках исполнения, включая традиционные народные промыслы (Приложение № 4 к Положению).
- Литературное творчество: эссе, сочинения, поэзия, сказки, очерки, журнальные статьи и т.д. (Приложение № 5 к Положению).
- Исследовательская деятельность: статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы, оформленные в виде доклада (Приложение № 6 к Положению).
- Театральное творчество: литературно-музыкальная композиция, кукольный спектакль, мини-спектакль, декламация и т.д. (Приложение № 7 к Положению).
- Социально-культурный проект: День Культуры в моем классе, слайд-композиция о жизни и творчестве Рерихов для других классов, разработка экскурсий и экскурсионных маршрутов и т.д. (Приложение № 8 к Положению).
- Мультимедиа: презентации, короткометражные фильмы (документальные, игровые), мультфильмы (рисованные, перекладные, стоп-моушен, 3D и 2D анимация), аудиокнига и т.д. (Приложение № 9 к Положению).
4.4. Темы Конкурса.
- Рерихи – подвижники культуры.
- Вклад семьи Рерихов в достижение Победы в Великой Отечественной войне.
- Тема Великой Отечественной войны и подвига советского народа в творчестве Н.К.Рериха.
- Спасение культурного наследия во время Великой Отечественной войны.
- Защитники культуры – герои Отечества.
- Памятники культуры – живая память человечества.
- Понятие подвига и героя в пространстве и времени мировой культуры.
- Культурно-духовные идеи Пакта Рериха.
- Сердце человека – исток Культуры.
- «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» (Н.К.Рерих).
- «Защита культуры есть дело всенародное» (Н.К.Рерих).
- «Защита Родины есть и оборона Культуры» (Н.К.Рерих).
- Символ Знамени Мира в культуре народов мира.
- Знамя Мира – охранитель сокровищ культуры.
- Идеи Пакта Рериха и сохранение культурного наследия моего края.
Рекомендованные источники по темам Фестиваля
(Приложение №10 к Положению)
4.5. Жюри.
4.5.1. Состав жюри формируется для каждой номинации Конкурса отдельно.
4.5.2. В жюри Конкурса входят известные деятели культуры, искусства, науки и ведущие преподаватели образовательных организаций.
4.5.3. Жюри оценивает конкурсные работы в соответствии с заявленными для каждой номинации критериями и определяет победителей и призёров, исходя из общего количества баллов, набранных участниками.
4.5.4. Жюри имеет право:
- присудить не все звания;
- учредить дополнительные награды, номинации, специальные дипломы.
4.5.5. Итогом обсуждения конкурсных работ является итоговый протокол конкурса.
4.5.6. Решение жюри является окончательным, обжалованию и пересмотру не подлежит.
4.6. Подведение итогов и награждение.
4.6.1. В соответствии с решением жюри участникам Конкурса в каждой номинации и в каждой возрастной группе присваиваются следующие звания (с вручением соответствующих дипломов):
– лауреат I степени;
– лауреат II степени;
– лауреат III степени;
– дипломант (конкурсанты, набравшие большое количество баллов, но не ставшие лауреатами);
– участник (конкурсанты, принявшие участие в конкурсе, не ставшие лауреатами или дипломантами).
4.6.2. В Индии победители и участники награждаются соответствующими Сертификатами на английском языке.
4.6.3. Количество призовых мест жюри определяет в соотношении с количеством представленных работ в той или иной номинации.
4.6.4. Преподаватели и руководители, подготовившие лауреатов и дипломантов Конкурса, награждаются дипломами «За лучшую педагогическую работу», в Индии – благодарственными сертификатами на английском языке.
4.6.5. Руководители образовательных учреждений, их структурных подразделений, творческих групп и т.п., участвовавших в Фестивале, могут быть отмечены Благодарственными письмами Фестиваля.
4.6.6. Соорганизаторам и партнерам Фестиваля предоставляется возможность учреждать специальные призы.
4.7. Условия организации и проведения Конкурса.
4.7.1. Для участия в Конкурсе необходимо:
- в срок до 31.03.2025 г. участнику или его представителю направить организаторам предварительную Заявку в формате doc (Приложение №1 к Положению) на электронную почту: festDR24@yandex.ru;
- в срок до 30.06.2025 г. выслать работы в электронном виде (в соответствии с выбранной номинацией качественные фотографии, видеозаписи, слайд-композиции, презентации и т.д.) на электронную почту конкурса. В названии каждого файла/папки должны быть указаны: фамилия, имя участника, возраст, название работы, ФИО руководителя, название учебного заведения, населенный пункт. Например: Иванова Мария, 11 лет, «Рассвет в горах», рук. Иванова И.И., ДХШ № 2, Москва;
- к файлу с работой, необходимо приложить файл с Заявкой, заполненной по образцу (Приложение №2 к Положению) Название файла с заявкой должно дублировать название файла/папки с работой и содержать слово «ЗАЯВКА». Все материалы высылать на электронную почту: festDR24@yandex.ru с пометкой «На конкурс «Держава Рерихов»;
- В номинациях «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» до 15.08.2025 г. прислать прошедшие в финальный этап творческие работы для очного рассмотрения.
4.7.2. Работа каждого участника должна быть уникальной, без заимствований. Все работы проверяются на плагиат.
4.7.3. Работы участников должны соответствовать темам и номинациям Конкурса, принятым в обществе духовно-нравственным и культурно-историческим нормам. Организаторы вправе отказать участнику в приеме работы, если она не соответствует тематике конкурса и (или) требованиям к оформлению работ.
4.7.4. Организаторы оставляют за собой полное право на фото-, видеосъемку, трансляцию мероприятий конкурса по телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет без дополнительного согласования и без каких-либо выплат участникам /представителям участников конкурса.
4.7.5. Работы участников конкурса могут быть использованы организаторами в информационных, методических, справочных материалах конкурса, а также для изготовления полиграфической, широкоформатной, сувенирной и прочей продукции без дополнительного согласования и без каких-либо выплат участникам/представителям участников конкурса.
4.7.6. По результатам конкурса формируется выставка работ лауреатов и призёров. Сроки и место проведения выставки будут уточняться дополнительно.
4.7.7. Высланной заявкой участники:
- выражают согласие с условиями проведения конкурса в соответствии с настоящим Положением;
- выражают согласие на использование организаторами конкурса персональных данных, указанных в заявке, в рамках информационной и организационной деятельности на период проведения конкурса и после него;
- гарантируют авторство направленных на конкурс работ.
4.7.8. Организатор оставляет за собой право на внесение изменений в настоящее Положение и регламент конкурса.
4.7.9. Языки Фестиваля: русский и английский.
-
-
- . Участие в конкурсе бесплатное.
-
5. КОНТАКТЫ
Хоменок Любовь Владиславовна, Россия, Москва. Телефон, WhatsApp: +7 985 274 97 99 .
Почта Фестиваля: festDR24@yandex.ru
Информация в Интернете: в группе ВКонтакте «Международный фестиваль “Держава Рерихов”» (https://vk.com/club222260781). Telegram (https://t.me/festDR2024 )
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1 к Положению
ЗАЯВКА №1 (предварительная)*
на участие в Международном фестивале детско-юношеского творчества
«ДЕРЖАВА РЕРИХОВ»
НОМИНАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ _________________________________________________________
ФИО представителя, преподавателя_______________________________________________________________________
Организация и должность (при наличии)_________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Наименование учреждения, творческого объединения и т.д. (при наличии)____________________
___________________________________________________________________________________
Страна, регион, район, населенный пункт _______________________________________________
Количество участников_______________________________________________________________
Возрастные группы в соответствии с Положением о Фестивале 4–6 лет; 7-9 лет; 10-12 лет; 13–15
лет; 16–18 лет; 19–25 лет (подчеркнуть)
Тема(ы), выбранные для работы: ___________________________________________________________________________________
Контакты для связи (телефон, WatsApp, электронная почта): _______________________________
___________________________________________________________________________________
Дата____________
*Одна заявка подается на одну номинацию, заполняется и отсылается в электронном виде на почту фестиваля festDR24@yandex.ru
Приложение № 2 к Положению
ЗАЯВКА №2
(с готовой работой)
на участие во II Международном конкурсе детско-юношеского творчества «Держава Рерихов»
Данные участника конкурсной работы (заполняется для каждой работы):
Фамилия, имя участника |
|
Возраст участника (полных лет на момент исполнения работы), дата рождения |
|
Номинация и тема работы |
|
Название работы, год создания |
|
Техника исполнения, размеры (для номинаций: «ИЗО», «ДПИ») Формат и жанр (для номинации «Мультимедиа») |
|
Фамилия, имя, отчество (при наличии) преподавателя, электронная почта и телефон для связи по дополнительным вопросам |
|
Краткое описание замысла и сюжета работы, своей концепции, особенности техники исполнения и т.д. |
Данные образовательной организации (при наличии):
Полное наименование |
|
Сокращенное наименование |
|
Юридический адрес |
Данные ответственного представителя образовательной организации или законного представителя:
Фамилия, имя, отчество |
|
Должность |
|
Контактный телефон |
|
|
Данные совершеннолетнего студента при отсутствии руководителя:
Фамилия, имя, отчество |
|
Контактный телефон, E-mail |
Я, _____________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
гарантирую достоверность и правильность данных, указанных в настоящей заявке, в том числе персональных данных, наличие согласия законных представителей несовершеннолетних участников конкурса на обработку и использование Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов», указанных в настоящей заявке персональных данных, в целях обеспечения организации и проведения II Международного конкурса детско-юношеского творчества «Держава Рерихов», наличие согласия законных представителей несовершеннолетних участников конкурса на использование Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов» материалов конкурса (фото, и видео мероприятий, изображения конкурсных работ) в некоммерческих целях, а также хранение указанных согласий в личном деле учащихся образовательной организации в течение установленного срока хранения личного дела.
Руководитель: ______________ / __________________________
М.П. Подпись ФИО
«_____»_______________2025 года
Приложение № 3 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (живопись, графика).
1.1. Для участия в Фестивале принимаются творческие работы, созданные не ранее 2024 года.
1.2. Формат работ – не менее А4 (21х30 см) и не более А3 (30х42). Количество работ, представляемых на Конкурс в данной номинации от одного участника, – не более трёх.
1.3. качественные фотографии работ без оформления и этикетки в формате JPEG или PNG (размер не менее 2560х1920 px) или отсканированные копии конкурсных работ должны быть направлены на электронную почту festDR24@yandex.ru В названии каждого файла должны быть указаны: фамилия, имя автора, возраст, название работы, ФИО преподавателя, название учебного заведения, населенный пункт. Например: Иванова Мария, 11 лет, «Рассвет в горах», Петрова В.В., ДХШ № 2, Москва.
Вместе с работой высылается заявка №2, заполненная по образцу (Приложение № 2 к Положению), в двух форматах – в формате doc, и скан заявки в формате jpeg, заверенный подписью (для организаций – на фирменном бланке, заверяется подписью руководителя и печатью). Название файла с заявкой должно дублировать название файла/папки с работой и содержать слово «ЗАЯВКА».
Все материалы высылаются на электронную почту: festDR24@yandex.ru
1.4. Работы, не соответствующие тематике фестиваля или требованиям к оформлению работ, приниматься к рассмотрению не будут.
1.5. Прошедшие в финальный этап творческие работы должны быть наклеены на лист ватмана или белого картона (не плотнее 200 г/ м2) с размерами, превышающими размеры работы по нижнему полю на 4 см, по верхнему и боковым на 3 см.
В центре оборотной стороны каждой работы необходимо наклеить напечатанную пояснительную записку (краткое описание замысла и сюжета работы, своей концепции, особенности техники исполнения и т.д.) и этикетку по следующему образцу:
Иванова Мария, 11 лет «Рассвет в горах», 2025 Бумага, акварель Преподаватель Попова Валентина Михайловна Детская школа искусств № 2, г. Москва, Россия |
1.6. Для участия в финальном этапе конкурса работы необходимо прислать на адрес:
– Почтой России на адрес: Российская Федерация, 105264, Москва, 10-я Парковая ул., д. 18, МОО «Международный Центр Рерихов».
Работы должны быть упакованы в плотный гофрокартон и плёнку без скручивания и сгибания, чтобы предохранить их от повреждений при пересылке, иначе их участие в мероприятиях фестиваля будет невозможно.
1.7. Второй экземпляр этикетки высылается организаторам в электронном виде в формате doс и используется организаторами конкурса при создании экспозиции. Также необходимо известить организаторов конкурса о дате отправки работ Почтой России и сообщить номер почтового отправления для отслеживания посылки письмом на электронный адрес festDR24@yandex.ru.
1.8. Работы победителей остаются в методическом фонде Фестиваля и могут быть использованы в дальнейших выставках. Лучшие работы будут экспонироваться на передвижных выставках в России и Индии, в том числе:
- в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (Индия, штат Химачал Прадеш, округ Кулу, Наггар) – октябрь 2025 года;
- в Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (Россия, Санкт-Петербург) – февраль–март 2026 года.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- творческая индивидуальность;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- оригинальность замысла (не копирование или срисовывание);
- образная и эмоциональная выразительность;
- композиционное решение;
- владение техническими навыками и приемами.
Приложение № 4 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
1.1. Для участия в Фестивале принимаются творческие работы, созданные не ранее 2025 года в различных жанрах и техниках исполнения, включая традиционные народные промыслы: вышивка (крестом, гладью), плетение (макраме, бисероплетение, соломка), ткачество, гобелен, чеканка, мозаика, витраж, папье-маше, роспись (по ткани, дереву, металлу), пэчворк, лоскутные картины «Кинусайга», резьба по дереву, вязание, валяние, изделия из бересты, глины, гипса, текстиля, куклы и др.
1.2. Формат работ:
- плоскостные изделия не должны превышать 30 х 42 см (при оформлении допускается лёгкая рама без стекла);
- объёмные творческие работы не должны превышать размер 25х15х15 см.
Количество работ, представляемых на Конкурс в данной номинации от одного участника, – не более трёх.
1.3. качественные фотографии работ с 2-х – 3-х ракурсов без оформления и этикетки в формате JPEG или PNG (размер не менее 2560х1920 px), а также для объёмных изделий короткое видео в формате MP4, дающее наиболее полное представление о работе, должны быть направлены на электронную почту: festDR24@yandex.ru .
В названии каждого файла должны быть указаны: фамилия, имя автора, возраст, название работы, ФИО преподавателя, название учебного заведения, населённый пункт. Например: Иванова Мария, 11 лет, «Рассвет в горах», Петрова В.М., ДХШ № 2, Москва.
Вместе с работой высылается заявка № 2, заполненная по образцу (Приложение № 2 к Положению), в двух форматах – в формате doc, и скан заявки в формате jpeg – заверенный подписью (для организаций – на фирменном бланке, заверяется подписью руководителя и печатью). Название файла с заявкой должно дублировать название файла/папки с работой и содержать слово «ЗАЯВКА».
Все материалы высылаются на электронную почту: festDR24@yandex.ru с пометкой «На конкурс “Держава Рерихов”».
1.4. Работы, не соответствующие тематике фестиваля или требованиям к оформлению работ, приниматься к рассмотрению не будут.
1.5. Прошедшие в финальный этап творческие работы должны быть снабжены этикетками по следующему образцу:
Иванова Мария, 11 лет «Рассвет в горах», 2025 Батик, 30х20 см Преподаватель Попова Валентина Михайловна Детская школа искусств № 2, г. Москва, Россия |
1.6. Для участия в финальном этапе конкурса оригиналы работ с этикетками необходимо прислать на адрес:
- через компанию СДЭК (предпочтительнее по бережности доставки): 603107, г. Нижний Новгород, дом 101 корпус 3, СДЭК. Чистякову Михаилу Алексеевичу. Тел: +7 910 878-63-35;
- Почтой России на адрес: 607610, Нижегородская область, Богородский район, с. Каменки, ул. Светлая, дом 10, кв. 6. Чистякову Михаилу Алексеевичу. Тел: +7 910 878-63-35
Работы должны быть упакованы в пупырчатую плёнку и/или плотный гофрокартон, коробки и т.п., без скручивания и сгибания, чтобы предохранить их от повреждений при пересылке, иначе их участие в мероприятиях фестиваля будет невозможно.
1.7. Второй экземпляр этикетки высылается организаторам в электронном виде и прикрепляется к работе организаторами конкурса при создании экспозиции. Также необходимо известить организаторов конкурса о дате отправки работ Почтой России или СДЕК и сообщить номер почтового отправления для отслеживания посылки письмом на электронный адрес: festDR24@yandex.ru.
1.8. Работы победителей остаются в методическом фонде Фестиваля. Лучшие работы будут экспонироваться на передвижных выставках в России и Индии, в том числе:
- в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (Индия, штат Химачал Прадеш, округ Кулу, Наггар) – октябрь 2025 года;
- в Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (Россия, Санкт-Петербург) – февраль–март 2026 года.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- творческая индивидуальность;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- оригинальность замысла (не копирование или срисовывание);
- образная и эмоциональная выразительность;
- композиционное решение;
- качество исполнения и мастерство автора, владение выбранной техникой;
- эстетический вид изделия – гармоничность оформления;
- соответствие работы возрасту автора.
Приложение № 5 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (эссе, сочинения, поэзия, сказки, очерки, статьи и т.д.)
1.1. Объём произведения должен содержать не более 3-х печатных листов формата А4, файл Word, шрифт: Times New Roman, 14 размер, через 1,0 интервал, поля со всех сторон 2 см.
1.2. На титульном листе необходимо указать:
- название работы, жанр произведения (стихотворение, сочинение, сказка, очерк, статья и т.д.);
- имя, фамилия автора, возраст (количество полных лет);
- имя, отчество, фамилия, педагога-наставника (полностью);
- название учреждения, организации, студии и др.;
- страна, регион, населенный пункт.
1.3. По готовности творческие работы в электронном виде в формате PDF отправляются в оргкомитет.
1.4. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- соответствие заявленной теме;
- оригинальность идеи;
- соответствие жанру;
- выдержанность стиля изложения;
- логика
визложения; - полное раскрытие темы;
- авторская позиция;
- применение литературно-художественных приемов;
- глубина эмоционального воздействия на читателя;
- соответствие работы возрасту авторов;
- грамотность.
Приложение № 6 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы).
1.1. Результаты исследований оформляются в виде доклада на страницах формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5) объёмом не более 5 листов на бумаге без включения библиографии и в электронном виде. Дополнительно к докладу могут представляться иллюстрации в виде электронной компьютерной презентации или отдельных файлов в формате JPEG, PDF и DOC.
1.2. На титульном листе необходимо указать:
- название работы;
- жанр (статья, реферат, курсовая или дипломная работа);
- имя, фамилия автора, возраст (количество полных лет);
- имя, отчество, фамилия руководителя (полностью);
- название учреждения, организации, студии и др. (полностью);
- страна, регион, населенный пункт.
1.3. По готовности творческие работы в электронном виде (текст в формате PDF, видеоматериалы в формате MP4) отправляются в оргкомитет.
1.4. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- актуальность исследования в свете направлений Фестиваля (появление новых тенденций, новые возможности наблюдения и обработки данных и т.п.);
- четкость постановки и обоснования целей и задач исследования;
- содержание работы: соответствие содержания работы выбранной теме фестиваля, раскрытие темы, логика, полнота изложения, анализ подобных идей в научном и культурном пространстве, объемность разработок, привлечение источников, законченность, перспективы продолжения исследования;
- стиль изложения: ясность, точность, последовательность, научность (т.е. без излишней эмоциональности);
- новизна исследования (значимость для автора): новое направление знаний в отечественной науке, новый метод, новые взаимосвязи явлений, процессов и т.п., оригинальность и практическая значимость работы;
- методика исследования: достаточное описание методики, соответствие выбранной методики исследуемому предмету;
- обоснованность выводов: логичность и убедительность;
- качество выполнения и представления информации: библиографии, графиков, рисунков, таблиц в соответствии со стандартами оформления научной работы.
Приложение № 7 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (литературно-музыкальная композиция, кукольный спектакль, мини-спектакль, декламация и т.д.).
1.1. Работа на конкурс отправляется в формате видеозаписи, хронометраж до 30 минут.
1.2. Каждая творческая работа должна сопровождаться следующей информацией:
- название работы;
- имя, фамилия автора, возраст участников;
- дата создания работы;
- фамилия, имя, отчество педагога-наставника, руководителя, и др.;
- учреждение или творческое объединение;
- страна, регион, населенный пункт.
1.3. По готовности творческие работы снимаются на камеру, и видеоматериалы в формате MP4 (качество не ниже HD) отправляются в оргкомитет.
1.4. Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- Соответствие заявленной теме конкурса: насколько точно и полно раскрыта тема в работе.
- Драматический замысел/концепция: оригинальность идеи, глубина и осмысленность интерпретации произведения (если есть литературная основа), наличие сверхзадачи.
- Сценическая композиция/режиссура: целостность построения спектакля, динамика, ритм, работа с мизансценами, использование сценического пространства.
- Актерское мастерство: правдивость и выразительность исполнения, органичность актерского существования, владение сценической речью, создание ярких и запоминающихся образов.
- Художественное оформление (сценография и костюмы): соответствие выбранному стилю и жанру, создание атмосферы спектакля, оригинальность и эстетичность решений.
- Музыкальное оформление: соответствие общей атмосфере и характеру спектакля, обогащение сценического действия.
- Работа со светом: уместность и эффективность использования световых эффектов.
Приложение № 8 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ»
- Работы на конкурс представляются в виде ПАСПОРТА ПРОЕКТА и ПРИЛОЖЕНИЯ
к нему.
-
-
- Паспорт проекта представляется в электронном виде (шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5).
-
ПАСПОРТ ПРОЕКТА |
||
1 |
Тема Фестиваля (из Положения о Фестивале) |
|
2 |
Название проекта |
|
3 |
Целевая аудитория проекта |
|
4 |
Сроки реализации проекта (с… по…) |
|
5 |
Организация, творческое объединение (полное название), населённый пункт, регион, страна |
|
6 |
Руководитель проекта / консультант (Ф.И.О., место работы, должность) |
|
7 |
Участники проекта (Ф.И., возраст) |
|
8 |
Актуальность проекта |
|
9 |
Цель проекта (что должно быть достигнуто в результате реализации проекта) |
|
10 |
Задачи проекта (что должно быть сделано в ходе проекта для достижения его цели) |
|
11 |
Этапы реализации проекта (планирование работы) |
|
12 |
Описание мероприятий в рамках проекта |
|
13 |
Предполагаемый результат реализации проекта |
|
14 |
Тиражируемость результатов проекта (возможность или планы его расширения или реализации в других целевых аудиториях) |
|
15 |
Источники информации (литература, картины, видео) |
-
-
- ПРИЛОЖЕНИЕ. Приложение состоит из материалов, представляющих практическую деятельность в рамках проекта. Может включать: презентации, слайд-шоу, видеоролики, программы, сценарии, фотографии, публикации, афиши и другую документацию.
- Материалы Приложения направляются в электронном виде (фотографии в формате jpeg, PDF, текст шрифтом Times New Roman 14, видеофильм или слайд-шоу в формате MP4, презентации в формате Power Point).
- Сам проект может быть реализован в течение 2025–2026 года.
- Сроки и адреса представления работ указаны в разделе 4.1. настоящего Положения.
-
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- соответствие заявленной теме;
- соответствие результатов проекта задачам проекта;
- актуальность результата – насколько результаты проекта соответствуют ожиданиям и потребностям общества;
- уникальность проекта – насколько инновационными и уникальными являются результаты;
- жизнеспособность проекта – способность проекта воспроизводиться после его окончания.
Приложение № 9 к Положению
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА КОНКУРС В НОМИНАЦИИ «МУЛЬТИМЕДИА» (презентация, короткометражный фильм, мультфильм, аудиокнига)
1.1. Работы на конкурс отправляются через размещение в облачном хранилище, откуда можно скачать файл. Ссылка на видео, опубликованное в RUTUBE, ВКонтакте, Платформа и т.д. (по желанию), может быть только дополнением.
1.2. Формат:
- презентация (Power Point, PDF, JPEG). Звуковое сопровождение приветствуется;
- короткометражный фильм (документальные, игровые – HD, 4K). Для съемки приветствуется использование специального технического оборудования: штативы (стедикам, монопод), микрофоны петличные, освещение.
Видео – MP4, кодек H.264. Разрешение видео – не менее 1920х1080 пикселей;
- мультфильм (рисованные, перекладные, стоп-моушен, 3D и 2D анимация) HD, 4К (качество файлов не ниже HD);
- аудиокнига (любые популярные аудиоформаты).
1.3. Продолжительность – до 10 минут.
1.4. Работа должна иметь титры, в которых указываются:
- название (в начале фильма);
- имя, фамилия автора, возраст (количество полных лет) авторов;
- фамилия, имя, отчество руководителя (полностью);
- название учреждения, организации, студии и др.;
- страна, регион, населенный пункт и др.
1.5. При использовании в фильме кадров из других фильмов или авторской музыки обязательно должно быть указано имя автора, произведение которого используется, а также название музыки или фильма, фрагмент которого воспроизводится.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ:
- соответствие работы заявленной теме;
- целостность художественного замысла;
- креативность (новизна идеи, оригинальность, гибкость мышления);
- информативность;
- уровень технологичности съемки и монтажа;
- уровень владения специальными средствами;
- эстетичность работы;
- степень участия детей.
Приложение № 10 к Положению
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПО ТЕМАМ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ
1. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/belikov-knyazeva-nikolaj-konstantinovich-rerikh
2. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-o-velikoj-otechestvennoj-vojne
3. Рерих в России. Сборник очерков Николая Рериха и воспоминаний о нем // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/1882 или https://roerich-lib.ru/rerikh-v-rossii
4. Держава Рериха. Сборник статей // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/760 или
https://roerich-lib.ru/derzhava-rerikha
5. Держава Рериха (сборник статей) // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/derzhava-rerikha-sbornik
6. Рерих Н.К. Берегите старину // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/534
или https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-beregite-starinu
7. Рерих Н.К. Душа народов // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/677
8. Рерих Н.К. Об искусстве // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/1072
9. Шапошникова Л.В. Град Светлый // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/655.
10. Рерих Н.К. Жизнь и творчество. Сборник статей // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-zhizn-i-tvorchestvo-sbornik-statej
11. Рерих Н.К. Древние источники // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-drevnie-istochniki
12. Рерих Н.К. Россия // Листы дневника: (в 3т.) Т. 2 (1936–1941). М.: МЦР, 2000 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k- rerikh/n-k-roerich-1/642-rossiya
13. Листы дневника: (в 3 т.) Т. 2 (1936–1941). М.: МЦР, 2000 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2
14. Листы дневника: (в 3 т.) Т. 3 (1942–1947). М.: МЦР, 2002 // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-roerich-3
15. Шапошникова Л.В. Весть красоты // Шапошникова Л.В. Мудрость веков. МЦР, 1996 // Сайт Международного Центра Рерихов. Электронная библиотека. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/637
16. Рерих Н.К. Толстой и Тагор // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/index.php/n-k-rerikh- khudozhniki-zhizni/372-tolstoj-i-tagor
17. Рерих Н.К. Молодому другу // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-molodomu-drugu или https://lib.icr.su/node/446
18. Пакт Рериха // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/
19. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/today/index.php
20. Н.К.Рерих о Пакте Рериха и Знамени Мира // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/evolution/pact/about/paper_nk/index.php
21. Лихачев Д.С. Статья «Экология культуры» // Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Режим доступа: http://almanac.voopik.ru/htm/podcasts-ekologiya-kultury.htm
22. Культура и мы. Фрагмент интервью с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым
из его книги «Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет».
(Изд. «Советский писатель», 1989 г.) // Сайт Ярославского Рериховского общества «Орион». Режим доступа: https://yro.narod.ru/pressa/19/str2.htm
23. «Любовь должна быть действенной». Д.С. Лихачев о культуре // Журнал «Культура и время», № 3, 2016 // Сайт Ярославского рериховского общества. Режим доступа: https://yro.narod.ru/Lichacev/DS_Lichachev_culture.pdf
24. Е. Зубкова. Спасти и сохранить. Об эвакуации музейных ценностей во время Великой Отечественной войны // Сайт «Российское историческое общество».
Режим доступа: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/spasti-i-sokhranit.html
25. Елена Зубкова, Коринна Кур-Королев, Вольфганг Айхведе, Ульрике Шмигельт-Ритиг. «Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны», Новое литературное обозрение, 2024 // Сайт «Литрес». Режим доступа: https://www.litres.ru/book/volfgang-ayhvede/grabezh-i-spasenie-rossiyskie-muzei-v-gody-vtoroy-mirovoy-70596268/chitat-onlayn/
26. Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» // Сайт МЦР. Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php
27. Тесленко Д. Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну // Сайт «Музеи». Режим доступа:
28. Лихачев Д.С. Земля родная // Сайт «Рулит». Режим доступа: https://www.rulit.me/books/zemlya-rodnaya-read-31429-1.html
29. Лихачев Д.С. Письма о Добром и прекрасном // Сайт Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Режим доступа: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/pisma_o_dob.pdf
30. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Сайт «Рулит». Режим доступа: https://www.rulit.me/books/zametki-o-russkom-sbornik-read-367641-1.html или Электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского. Режим доступа:
https://imwerden.de/pdf/likhachev_zametki_o_russkom_1984__ocr.pdf
31. Гейченко С.С. У Лукоморья // Электронная библиотека RoyalLib.com. Режим доступа: https://royallib.com/book/geychenko_semen/u_lukomorya.html или Сайт «Рулит». Режим доступа: https://www.rulit.me/books/u-lukomorya-read-198254-1.html
32. Шаров А.И. Взрослые и страна детства // Повести воспоминаний. М., Советский писатель, 1972.
33. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. Глава 16. Януш Корчак // Сайт «Рулит». Режим доступа: https://www.rulit.me/books/volshebniki-prihodyat-k-lyudyam-read-416670-77.html
34. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в годы Великой отечественной войны. Составитель Чецкая Г.Б. // Научная библиотека Северного Государственного Медицинского Университета. Режим доступа: https://nsmu.ru/lib/files/VOV75.pdf
35. Яковлев Ю.Я. Командир роты // Сайт «Сказки». Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/yurij-yakovlev-komandir-roty/
36. Ненарокомова И.С. Почетный гражданин Москвы. Третьяков // Электронная библиотека RoyalLib.com. Режим доступа:
https://royallib.com/book/nenarokomova_irina/pochetniy_gragdanin_moskvi.html
37. Плауде В. Янтарная комната. ГМЗ Царское село. Изд. П – 2, СПб, 2004. 32 с.
38. Успенская церковь: что потеряли. Материал о церкви Успения в Кондопоге. Бедорфас М., Лукьянова М. // Сайт «Наши герои» республики Карелии. Режим доступа: https://rk.karelia.ru/special-projects/pravoslavnaya-kareliya/uspenskaya-tserkov-chto-poteryali/
39. М.В. Ломоносов – человек Нового времени. Профессор Рам Вадва, Университет иностранных языков в Хайдарабаде // «Русский мир». Режим доступа: https://russkiymir.ru/fund/projects/lomonosov/article1.php
40. Знакомьтесь – А.Л. Чижевский // Сайт Дома-музея А.Л.Чижевского. Режим доступа: http://chizhevsky.gmik.ru/znakomtes-a-l-chizhevskiy/
41. «Мир искусства: космос в деталях»: Владимир Александрович Джанибеков. Автор текста: Ксения Игнатова // Сайт Музея космонавтики. Режим доступа: https://vk.com/@kosmo_museum-mir-iskusstva-kosmos-v-detalyah-vladimir-aleksandrovich-dzha
42. Владимир Джанибеков о полётах в космос. Текст Владислава Кулакова // Студенческий журнал МГИМО «Международник». Режим доступа: https://gazeta.mgimo.ru/journal/04-2021/Vladimir_Dzhanibekov?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
43. Л.В.Шапошникова. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 2. 2000 г. // Рериховская библиотека. Режим доступа: https://roerich-lib.ru/images/books/lvsh/velikoe-puteshestvie-1/LVSH- velikoe-puteshestvie-1.pdf?ysclid=llj08vnd6m233630654
КАРТИНЫ Н.К. РЕРИХА:
Галерея картин Николая и Святослава Рерихов // Интернет-каталог. Режим доступа: https://gallery.facets.ru/catalog.php
ВИДЕО:
1. «Пакт Рериха. Мир через Культуру», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S9DfkeuHofM
Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/a5cc765096fc8254b2d721b386338ddd/
2. «Николай Рерих» 1976, д/ф. Режиссер: Р. Сергиенко // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=y8LztOA3ReM
Каналы МЦР. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-62338724_456239409
https://rutube.ru/video/71975bfd09d83d39b32a065a47764208/?playlist=552596
3. «Время собирать камни…», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=l_K25aTeHmM
Канал МЦР. Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-62338724_54866060/video-62338724_456239403
Канал «channel24654679». Режим доступа:
https://rutube.ru/video/7ea40da3fdec612b3d9deb35c4343533/
4. «Подвиг во имя науки», д/ф о подвиге ученых Всесоюзного института растениеводства имени Н.И.Вавилова // Канал «Love Lessons». Режим доступа: https://rutube.ru/video/db00e4ed3bb4e851b3cf5163ac3d33bb/?t=0
5. «Невидимый подвиг блокадного Ленинграда», д/ф // Канал «Пульс города». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KSFIGDQ7eOk
Канал «Александр Баданин». Режим доступа:
https://vkvideo.ru/video17035552_456240026?ref_domain=yandex-video.naydex.net
6. «Актуальность Пакта Рериха в современном мире», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=PX9qqHFF8P4
Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/354d115deb5576c6931a2d4d6553ba60/
Канал «Музей Окуловка». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video471210278_456239244
7. «Пакт Рериха. История и современность. Разрушение музея Рериха в Москве», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZLc4JwtPDvE
Канал «Вера Плешкова». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video331406165_456239036?ref_domain=yastatic.net
Канал «Алхимия мышления». Режим доступа: https://rutube.ru/video/7118d0fdb867c821f37b23bdafc1a56f/
8. Кулакова Е.С. Л.В. Шапошникова и Д.С.Лихачев об эволюционной роли культуры, 2021 г. // Канал Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GeH4PPrLoXI
Канал «Библиотека имени Д.С. Лихачёва, г. Новокузнецк». Режим доступа:
https://vkvideo.ru/video-50229680_456239431?ref_domain=yandex-video.naydex.net
Канал «Музейный райский рай». Режим доступа: https://rutube.ru/video/2ed3994c5fef6aa528a0aab5da47ba7c/?t=0
9. «70 лет России в ЮНЕСКО» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/video/2924947
10. «Спасти и сохранить». Фильмы о реставраторах и создателях музеев. 4 серии на телеканале «Культура» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/brand/69456
11. Видео о Международных конференциях по Пакту Рериха:
«Брюгге, сентябрь 1931 года: событие, достойное памяти». (О Первой международной конференции по Пакту Рериха в Брюгге; англ. язык с русскими субтитрами) // Канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/private/276c472271a5520e504e9a4083a09d7f/?p=xzxCzu3L9N9zWLvGvUOZGAКанал
Канал «Наследие Рерихов и Россия»: https://www.youtube.com/watch?v=o19BN9KfaYs
«Знамя Мира: Красный Крест Культуры» (Брюгге 1932). (О Второй международной конференции по Пакту Рериха в Брюгге в 1932) // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=20oSB7AWRdY
Канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/private/6394365bd79e9606671d50dfabc8ee17/?p=l0nwa9Tqz1osBVz-E0gwSw
«Знамя Мира: символ гуманности человечества» (О Третьей Международной конференции по Пакту Рериха в 1933 году в Вашингтоне) // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=r-n_g9AhS6k
Канал МЦР. Режим доступа:
https://rutube.ru/video/private/df2e761ec5d056eb7856112c12d1d48b/?p=-sRAlsUvTi5DsC4r-vJ-fw
12. Пакт Рериха и Знамя Мира // Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/b2ad3500136c9cd3d0d88f4731a72ec0/
13. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Встреча в Останкино // Канал «Историческая и военная документалистика». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-18181383_456240066
14. Космос Троицы, д/ф // Канал «ДокСФЕРА». Режим доступа:
https://vkvideo.ru/video-46417318_456263681?t=5s
15. Фильм Татьяны Борщ «Николай Рерих. Под Знаменем Мира» //
Канал МЦР. Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-62338724_54866060/video-62338724_456239446
Канал MVK. Режим доступа: https://rutube.ru/video/eca9d87c0a233ce24560589003fd857e/
16. Фильм Татьяны Борщ «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qmSnR3aTNOw&t=10s
Канал «Держава Рерихов». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-136752035_456239401?ref_domain=yastatic.net
Канал MVK: Режим доступа: https://rutube.ru/video/473f331b81f2862351627913062aaff2/
17. «Зов Космической эволюции», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fHK6vH1jEeI
Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа:
https://rutube.ru/video/c24501c9bbe6e83d310b43b4b9a5213e/
Канал «Держава Рерихов». Режим доступа:
https://vkvideo.ru/video-136752035_456239395
18. «Письмена. Николай и Святослав Рерихи», д/ф // YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mQALghkphKY
Каналы МЦР:
Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-62338724_54866057/video-62338724_456239410
Режим доступа: https://rutube.ru/video/4a8657439a07fec91763ae43d5cc11fa/?playlist=552596
19. Шапошникова Л.В. Культура и цивилизация (фрагмент доклада) // Канал Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=v5PVMZerRwU
Канал «Графическая гармония искусства». Режим доступа:
https://rutube.ru/video/334da6a01865c77a08ddbee38e208b70/?t=0
20. «Великий Человек. Великий Мастер. Великий Дух» (к 150-летию Н.К. Рериха) //
YouTube канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/f0d898406c6dccfa5a13bea5f61b103e/
Каналы МЦР. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=iAj2yNqtWaw
Режим доступа: https://vk.com/video-62338724_456239566
Канал «Наследие Рерихов и Россия». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zy1IAm06aNo
21. Павловск. Война. Победа // Канал «Музей-заповедник “Павловск”». Режим доступа https://vkvideo.ru/video-7263055_456239104
22. Помнить. Нельзя забыть. Дворцы и парки города Пушкина в 1941–1946 годах // Канал «Царское Село». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27707676_456239217?t=1m17s
23. Петр Вейнер. Петербург не должен быть разрушен. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». ТК «Культура», 2024. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456247216
24. Анна Зеленова. Слёзы двора. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». // Канал «Культура», 2023 Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456246685
25. Память. Александр Александрович Кедринский (1917-2003) // Канал «Царское Село». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27707676_456239664?t=7m29s
26. Выставка «Пушкин. Освобождение». Видеоэкскурсия // Канал «Царское Село». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27707676_456239830?t=20m2s
27. Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга. Пресс-конференция в ИА «Интерфакс» // Канал «Музей-заповедник “Павловск”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/playlist/-7263055_-2/video-7263055_456239688
28. Иосиф Орбели. Человек, который дважды спас Эрмитаж // Канал «Alex Lank». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video623332253_456239330
29. Иосиф Орбели. Блокадный Ленинград: спасение Эрмитажа // Канал «Молодежный музейный медиацентр Ленинград». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-54365619_456239170
30. Борис Борисович Пиотровский, д/ф, 2008 // Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456245834
31. Эрмитаж в годы блокады Ленинграда. Часть I. Эвакуация. Начало блокады. Видео Государственного Эрмитажа // Канал «Государственный Эрмитаж». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-67940544_456240972
32. Эрмитаж в годы блокады. Лекция для школьников. Часть II. Доблесть оставаться собой. Видео Государственного Эрмитажа // Канал «Государственный Эрмитаж». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-67940544_456240973
33. Алексей Пахомов. Светописец детства. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». // Канал ТК «Культура», 2024. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456247039
34. Ольга Фирсова. Девушка на шпиле. Из цикла «Невский ковчег. Теория невозможного». // ТК «Культура», 2023 Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456246070
35. Дворец-музей в годы Великой Отечественной войны. Онлайн с хранителем Александрой Фарафоновой // Канал «Гатчинский дворец • музей-заповедник “Гатчина”». Режим доступа:
https://vkvideo.ru/video-1475400_456239206
36. «Спасенные фрески церкви Спаса на Нередице» в 2-х частях. 2014 г. Режиссер Татьяна Дьяконова // Канал «Αρχιμανδρίτης Νίκων».
Режим доступа: https://vkvideo.ru/video430432472_456241840
https://vkvideo.ru/video430432472_456241841
37. «Скажи мне, Новгород», д/ф // Канал «Свято-Юрьев мужской монастырь». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-153286178_456239448?t=15s
38. Яков Рубанчик. Невский ковчег. Теория невозможного. // ТК «Культура», 2021. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456244835
39. Невский ковчег. Теория невозможного. Иван Саутов // Канал «Россия сегодня». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-167654585_456248391
40. Спасённые Шедевры России. 3 Серия. Масляная Живопись // Канал «Теория и Художественная Практика». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-118751285_456242793
41. Спасённые Шедевры России. 6 Серия. Игорь Грабарь // Канал «Теория и Художественная Практика». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-118751285_456242790
42. Спасённые Шедевры России. 9 серия. Скульптура // Канал «Теория и Художественная Практика». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-118751285_456242787
43. «Сикстинская Мадонна» (Василий Гроссман) // Канал «Библейский сюжет». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-6552531_456239133?t=8s
44. Третьяковская галерея. Москва на все времена // Канал «Музеи со всего мира». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-1322723_456239366
45. Цветаев Иван (2007) из цикла «Гении и злодеи» (Проект Льва Николаева) // Канал «Роман Брянский». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video204686352_456242597
46. Вознесение. Фильм-экскурсия посвящен церкви Вознесения в Коломенском – уникальному памятнику архитектуры, включенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО // Канал «Музей-заповедник “Коломенское”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-60322730_456239318
47. Пешком... Феодосия Айвазовского // Канал «Курорты Крыма». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-27796872_456239876
48. «Остров Рериха». Документальный фильм, Эхо Псковы, 2024 // Канал «ГражданинЪ TV».
Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-32105930_456240143?t=2s
49. По следам сирийских мудрецов [Маалюля. Тайна слов Христа], (2022) // Канал «KLADTOR & Кладезь Кино». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-206925662_456241176
50. По следам сирийских мудрецов [Босра. Чёрная жемчужина Востока], (2022) // Канал «KLADTOR & Кладезь Кино». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-206925662_456241175
51. Наисчастливейший. Халед аль-Асаад. Документальный фильм о директоре Музея Пальмиры // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/video/1654037
52. Спасти Нотр-Дам (2020) Saving Notre-Dame // Канал «КИНО КЛИПЫ МУЗЫКА ФИЛЬМЫ ТРЕЙЛЕРЫ НОВИНКИ». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-157072781_456247840
53. Спасем Охтинский мыс. Памятник археологии в устье реки Охты // Сайт «Спасем Охтинский мыс». Режим доступа: https://bashne.net/
54. Охтинский мыс: о том, что мы рискуем потерять навсегда – простым языком и фотографиями // «Вечерний Питер». Режим доступа: https://vecherka.spb.ru/?p=21957
55. Музеи без границ. Куликово поле // Канал «Музей-заповедник “Куликово поле”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-958593_456240537?t=9s
56. Археология. История с лопатой / 1 серия. Как царь Петр курганное золото собирал // Канал «Палеоевразия». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-157417561_456239425
57. Археология. История с лопатой. 3. Как в России Помпеи искали // Режим доступа: https://vkvideo.ru/video17430_456239328
58. Археология. История с лопатой. 4. Как лепной горшок ценнее клада оказался // Режим доступа: https://vkvideo.ru/video17430_456239329
59. Саки. Золотая принцесса. Предки наших предков // Канал «Евгений Безбородов». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video201157482_456239225
60. 10 вершин Петра Семенова-Тян-Шанского. Автор сценария и режиссёр - Ольга Дроздова // Канал «Педагогика Культуры». Режим доступа: https://rutube.ru/video/0b916a2acf98eef58ce1b69fe52a280f/
61. Монах из Поднебесной Иакинф Бичурин. Невский ковчег. Теория невозможного // ТК «Культура», 2022. Режим доступа: https://vkvideo.ru/video446919157_456245043
62. Онлайн-лекция «Будущее учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере». К 160-летию со дня рождения В.И.Вернадского // Канал МЦР. Режим доступа: youtu.be/jOKpPu6DXjE
63. Л.В. Шапошникова. «О, вещая душа моя...» (аудиоверсия очерка о П.А. Флоренском) // Канал МЦР. Режим доступа: youtu.be/bzQv7WXM944
64. Очерк академика Л.В.Шапошниковой об Александре Чижевском // Канал МЦР. Режим доступа: https://rutube.ru/video/552b99b9f005a1b05d6d6e263e4cc08b/?r=wd
65. Александр Чижевский. Истина проста. Из цикла «Пророк в своём Отечестве». Телеканал «Культура» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/video/799954
66. Аудиоверсия очерка академика Л.В. Шапошниковой «И я зажег этот огонь» о К.Циолковском // Канал МЦР. Режим доступа: youtu.be/EtzoYeYOAHY
67. Владимир Бехтерев. Взгляд из будущего. Из цикла «Пророк в своём Отечестве». Телеканал «Культура» // Канал «Смотрим». Режим доступа: https://smotrim.ru/video/170518
68. Виктор Садовничий. Линия жизни // Телеканал «Культура». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-85393518_456257856
69. «Лео Бокерия. Сердце на ладони», д/ф. Режиссер Ирина Голубева. 1 канал // Канал «НМИЦ ССХ им.А.Н.Бакулева Минздрава России». Режим доступа: https://vk.com/video-50257150_456239026
70. «Рошаль. Детский доктор мира» // Канал «Проект “Жить”». Режим доступа: https://dzen.ru/video/watch/6449b4306fa9cb7ce799aa5f?f=d2d
71. Видео-музыкальная композиция «Верьте в Россию» (2023) члена Союза композиторов Лидии Янковской (Ярославль) // Канал «Елена Кулакова». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video464366131_456239076
72. Дмитрий Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» // Канал «Радио “Орфей”». Режим доступа: https://vk.com/video-27291202_456240471
73. «Стеклянная гармоника» (1968), режиссёр Андрей Хржановский. «Союзмультфильм» // Канал «Art Traffic. Культура. Искусство». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-52526415_456246705?t=11s
74. «Сеча при Керженце» (1971), режиссёр Иван Иванов-Вано, Юрий Норштейн. «Союзмультфильм» // Канал «Art Traffic. Культура. Искусство».
Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-52526415_456245874?t=57s
75. «Дракон» (1961) Автор сценария Радий Кушниров; режиссёр Александра Снежко-Блоцкая «Союзмультфильм» // Канал «Сказка». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-177800182_456239329?t=7s
76. «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985), режиссёр Роман Давыдов. «Союзмультфильм» // Канал «Советские мультфильмы». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-135285_456241059
77. «Лебеди Непрядвы» (1980), режиссёр Роман Давыдов. «Союзмультфильм» // Канал Георгиевское Zемлячество: Юрьевец – это МЫ!». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-103300027_456241385
78. «Детство Ратибора» (1973), режиссёр Роман Давыдов. «Союзмультфильм» // Канал «Вначале была Русь». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-165202811_456239469
79. «Слушая Бетховена» (2016), режиссёр Гарри Бардин // Канал «Липецкий клуб “Ностальгия”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-36362131_456240735?t=9m17s
80. «Адажио» (2000), режиссёр Гарри Бардин // Канал «Липецкий клуб “Ностальгия”». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-36362131_456240029
81. «Достояние Республики» (1971), режиссёр Владимир Бычков // Канал «Советский экран». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-37492055_456248301
82. «Квартет Гварнери» (1978), драма, режиссёр Вадим Костроменко // Канал «Советское кино». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-165903_456244319
83. «Сказка странствий» (1983), режиссёр Александр Митта // Канал «Мосфильм». Режим доступа: https://vkvideo.ru/video-20286388_456240047